Пространство Традиции
Игорь Калинаускас. Самосознание
Давайте посмотрим общее для всех этапов формирование того, что на русском языке называется самосознанием.
Первым этапом везде, в той или иной форме, является признание множественного я. Т.е. принятие информации о том, что человек самосознанием не обладает, как данностью, по той простой причине, что не обладает тем что называется само, у него нету я, как чего-то неизменного, постоянного, стабильного, всегда и во всем присутствующего, обладающего одним и тем же содержанием.
Человек, в его таком хаотическом бытии, обладает множественным я. Поэтому с легкостью одно я сегодня заявляет, что больше никогда этого делать не буду, а второе я с легкостью на следующий день это делает. Одно я уверено, беру актуальную для сегодняшнего дня тему, в том, что оно занималось пережиганием, все остальные я в это время просто пьянствовали, или кайфовали, или расслаблялись. Т.е. все что угодно. Без признания этого факта, без внутреннего согласия, без субъективного переживания этой информации как истины, никакой путь реально не начинается. Просто не начинается. Ученика или выгоняют, дабы он другими способами пришел к этой истине, либо вешают лапшу на уши, говоря народным языком. Или помещают его в убежище.
Следующий этап, это то, что называется сдача. Когда ученик пережил, как субъективную истину, отсутствие у себя я единого, тогда он, ( в разных традициях по-разному) производит сдачу. Т.е. он отказывается от всех своих я путем формирования специально организованных отношений со своим наставником. И в данном случае наставник выступает в качестве временного исполняющего обязанности моего я, моего самосознания.
Поскольку полагается, что наставник действительно наставник, что он принадлежит традиции, что он прошел соответствующий путь, обучение и трансформацию. Что он в состоянии в любой момент времени отражать своего ученика как зеркало. С одной и той же системой критериев, независимо ни от каких внешних обстоятельств. Таким образом происходит начало работы над самосознанием, вернее над тем что мы называем, по привычке, самосознанием, хотя это не совсем точно...
И вот эта иллюзия, что я существую, что якобы имею я, вот это самое я, которое само, есть главное препятствие на пути ученичества. Пока человек этого не признал, не пережил - его бесполезно чему-нибудь серьезно учить. В любой традиции, и в традициях силы, и в традициях ситуативного мастерства, и в традициях магов, и в традициях трансформационных - это не имеет значения.
После того как сдача произошла как факт, когда ученик уже пользуется наставником, как своим я, тогда начинается..., это не значит что эти этапы жестко разбиты, после сдачи все уже идет на паралельном уровне. Начинается формирование того, что называется, скажем возьмем из традиции Гурджиева это название – временно исполняющим обязанности хозяина, или временно исполняющим обязанности магнитного центра, временно исполняющим обязанности самосознания и т.д. В разных традициях по-разному называется, но тема везде одна – закон надо мной.
С того момента, когда ученик полностью сдался, психологически принял, что его я есть сам учитель. Вот с этого момента начинается формирование у него самого метаструктуры психологической будущего я. И формируется оно всегда одним и тем же способом – тем, что закон, моего пути, надо мной. Что означает "надо мной"? Это означает, что в каком бы состоянии, настроении, чувстве, переживании и т.д. я не был, у меня есть единственная система критериев – закон моего учения. И я знаю, что если я не в состоянии действовать, думать, принимать решения, переживать, оценивать и т.д. в соответствии с этим законом, в этот момент меня нет, опять нет. Я должен бежать к учителю и говорить "о, учитель, я опять потерял себя". Или создавать себе ситуацию максимального.. для того чтобы максимально заняться тем, почему я, моя самость, гордыня, эго и т д. не хочет выполнять закон.
Постановка закона над собой это есть первое осознанное действие, которое совершает ученик на пути. И чем больше и качественнее он подчиняет все свое существо, и внешнее, и внутреннее закону, подчиняет в том плане, что пользуется законом как единственной системой критериев, тем стабильнее становится та функция, которая постепенно превращается тогда в то, что называют магнитным центром, истинным я и т.д. Вот об этом образовании, если оно сформировалось, мы можем говорить, что это есть зародыш того, что в традициях называется сам, если переводить – самосознание. САМ. Я. Единственное я, редкое, неуничтожимое, неколебимое, никогда не покидающее и т.д. Но это еще только зародыш истинного я.
Следующую фазу можна назвать "Закон во мне". Когда человек просто не может действовать никак иначе как из этой единственной системы критериев. Для него становиться также естественно как и любая его естественная функция. В любой ситуации он естественно действует, поступает, реагирует, оценивает и т.д. опираясь на это, он привыкает пользоваться своим, вот этим магнитным центром, своим зародышем своего я. И только тогда, когда это я становится хозяином, т.е. закон во мне и я сам есть закон. Помните это изречение: "Я Школа, но Школа это не я". Тогда мы можем говорить о том, что появилось то, что мы привыкли называть самосознанием, появился сам, хозяин я.
Следующий этап это разборка и сборка. Что имеется ввиду? Когда появился хозяин, тогда в контакте с инструктором, учителем, гуру, мастером, как угодно, происходит пересмотр всего хозяйства. И только тогда человек действительно сам начинает заниматься своим хозяйством или как мы бы сказали своей инструментальностью, своей данностью. Для этого нужно все разобрать. Делается это по определенному плану, в определенной последовательности, дабы не разрушить свою инструментальность, потому что здесь, в этом этапе, очень часто, из-за отсутствия грамотного наставника или квалификации, у людей начинается тяга к уходу. Бросить данность, бросить, как они думают, только тело, но на самом деле данность это не только тело. Но это от лентяйства.
Pазборка и сборка это мучительная и кропотливая работа, в которой человека ждет масса всяких тяжелых, сложных переживаний, болей и т.д. И заканчивается этот период тем, что хозяин, истинное я собирает свою данность в том виде в котором считает необходимой и настолько, насколько он это может, естественно.
И только по окончании сборки начинается работа над истинным растождествлением. И вот когда начинается работа над истинным растождествлением, т.е. происходит полное растождествление со своей инструментальностью, я перестает опираться на инструментальность. Потому что до этого момента и в момент разборки, и в момент сборки я опирается на две вещи, объективные: на учение или на представителя живого традиции, что легче, конечно, т.е. на учителя и на свою собственную данность, на инструментальность свою, включая телесность, психоэнергетику, сознание, самотождественность. И только когда сборка, по плану самого хозяина, самого истинного я, закончена, возможно истинное реальное растождествление. Т.е. фундаментальное изменение качества бытия, недостижимое никаким другим способом, кроме обучения в соответствующей традиции.
Когда работа над полным завершением закончена, когда я не нуждается в опоре на свою данность, на свою инструментальность, явленность, тогда происходит то что называется "выпускной экзамен". Есть многими любимая фраза "Встретишь Будду - убей его". Эта фраза сказана не для всех. Имеет смысл, что наступает такая фаза, когда ты закончил вот эту работу и увидел что такое твой учитель, что такое твое учение. А увидеть ты можешь только в этом месте до конца. Ты должен оставить, как бы, последний свой костыль и перестать опираться и на учение и на учителя.
Вот это, то что оставляет и делает свой самостоятельный шаг в бытие, и есть истинное я или самосознание. Тогда перед нами предстает действительно до конца взрослый человек. Человек, который уже прошел все стадии рождения: он родился как физическое существо, он родился как уникальность, вылупившись из, выйдя из матки социума, он родился как сущность, как бытийное существо, как божье подобие, выйдя из матки самого себя. Оставив то, что он называл самим собой.
А вот дальше уже начинается то приключение которое описано в десяти лекциях в конце... Т.е. когда это я сводится в себе самом, его конструкция начинает компактизироваться или как говорят в электронике - миниутилизироваться. И дальше идет последняя самостроительная работа, сведение своего, вот этого уже таким длинным путем сформированного я, в точку. Когда для самобытия достаточно простого факта: "я есть". Я. Все.
Ну, а уже когда у вас такое самосознание, вы действительно, в духовном смысле слова бессмертны, неуничтожимы и т.д.
Вот что такое самосознание, вернее то, что мы привыкли называть самосознанием в духовной традиции. Т.е. мы можем сказать о самосознании, в строгом смысле слова, в смысле саморегуляции, мы можем говорить только тогда когда мы обнаруживаем в человеке метапсихическую структуру являющуюся единственным управляющим целого. Единственным. Поэтому для людей, не обладающих самосознанием, человек, обладающий самосознанием, слабо опознаваем и трактовка его поведения иллюзорна.
Без трансформации, перестройки обычной психической структуры, никакого самосознания быть не может. Потому что невозможно опираясь на данную нам в процессе социального наследования громоздкую, но безумно надежную, с большим запасом прочности систему самотождественности построить самосознание. Либо-либо. Либо самотождественность, либо самосознание. Для того чтобы построить самосознание нужно на N-ое количество времени уйти от самотождественности. А уйти от самотождественности без опытного руководства практически невозможно.
Вот этот уход от самотождественности это и есть схождение с ума, сошествие с ума. Почему? Потому что, то же самое действие, но без осознавания руководства есть проявление любой психической болезни. Поэтому творчество шизофреников производит на нас такое сильное впечатление – гениальные люди. Да, они гениальны, но только патологически. Они тоже разминулись с самотождественностью, но совершено случайно, неустойчиво и с последующими деструктивными разрушениями. Формирование того, что мы называем сам, вот этой метаструктуры и сведение ее к точечному, абстрактному я – это перевернуть пирамиду и поставить ее на острие и чтобы она стояла, при любых погодных условиях, при любых воздействиях извне. Т.е. сложность этой задачи такая же - поставить пирамиду на острие и чтоб стояла.
смыслопорождающая.
Рассказывал ИНК. Редактировал А Ты
Переходы: