Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | Пространство Традиции Игорь Калинаускас. Мотивирующие иллюзии
Следующий психологический аспект связан с будущим ... Этот аспект был темой моей кандидатской диссертации в институте клинической радиологии, когда я работал с участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому кроме эмпирических наблюдений в течении всего времени моей работы с людьми, существует еще и такой достаточно строго научный анализ этой ситуации. Почему будущее? Человек имеет такую особенность как опережающее отражение, что, собственно говоря, является его одним из отличительных признаков от животного мира. При чем это опережающее отражение может существовать и в качестве планов и в качестве проектов, и в качестве установок, и в качестве ожиданий и в качестве мотиваций по достижению целей, расположенных в будущем. Поскольку путь это всегда путь из настоящего в будущее. Что здесь важно знать, для того чтобы грамотно пользоваться своей субъективной реальностью? У человека существует такая психологическая структура, которую принято называть модель гарантированного будущего (модель ГБ). Она может быть более осознанной или менее осознанной, но она существует, что можно всегда обнаружить в правильно организованной ситуации. Как правило в норме (если тут уместно такое определение, в модели гарантированного будущего всегда преобладает "плюс" над "минусом", хорошо над плохо. Даже у самого заядлого пессимиста того, что он оценивает как хорошее (плюс-ценностей) все таки больше чем того, что он оценивает как плохое (минус-ценностей). Но возможна такая катастрофическая ситуации, при которой человек не в состоянии, ни в автоматическом режиме, ни сознательными усилиями построить себе модель гарантированного будущего со знаком "плюс". С чем и сталкивались психологи исследуя определенную часть контингента. От ветеранов вьетнамской войны до афганской. И с чем столкнулся я, когда работал с участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В таком случае люди образуют замкнутые сообщества, имеющие собственные внутренние критерии, и они становятся социально не управляемыми, или почти не управляемыми. Такие люди легко принимают всевозможные модели будущего со знаком минус, начиная с так называемых пророчеств по поводу конца света до предсказания мировых катастроф, личных катастроф и т.д., поскольку картина гарантированного будущего со знаком минус опирается на факт неизбежности смерти. Отсюда вытекает экзистенциальный пессимизм и отрицание ценностей, достижение которых слишком отдалено во времени. Развитие цивилизации привело нас в такой мир, про который мы с вами знаем, что оружие массового уничтожении на земном шаре приготовлено столько, что можно уничтожить все живое от шести до восьми раз. Экология, т.е. экологическое состояние окружающей нас среды по нарастающей ухудшается и становится все более непригодной для жизни. И так далее и тому подобное, вплоть до практической философии экзистенционализма, до инфернальности бытия в принципе, что первый шаг из утробы матери – он же есть первый шаг в могилу. В результате в массовом сознании или в массовом бессознательном уменьшаются возможности построения моделей гарантированного будущего со знаком плюс и облегчается построение модели гарантированного будущего со знаком минус, т.е. обязательно будет хуже, все плохо кончится ... ужас, ужас, ужас. Что приводит к еще большему возрастанию напряжения в механизмах социального торможения. И часто силы приобретенных навыков социального торможения не хватает, тогда и начинаются психопатологические реакции – агрессии, нетерпимости, угнетения, то есть использование личной власти во вред другим людям и т.п. Что создает соответствующую психологическую установку у массового человека. Парадоксально, но очень многие люди занимающиеся так называемым духовным развитием, идущие по так называемым духовным путям, часто приходят в то же место: невозможность построить гарантированное будущее со знаком плюс, либо к потере мотивации достижения вообще, т.е. к тем же психопатическим реакциям. Наши модели гарантированного будущего - желаемого, реально-преполагаемого, гарантированного (то есть в том, котором не сомневаемся) – связаны с экстраполяцией тех тенденций на нашу мотивацию достижения, которые мы в состоянии воспринять сознательно и бессознательно. Сегодня. В том случае, если эта модель гарантированного будущего совсем не осознается как факт, то естественно возможности ее корректировки (в соответствии с изменяющимся миром) весьма и весьма относительны. С прошлым мы можем манипулировать легко: ну сочинил себе какую-нить биографию и втюхивай ее помаленьку – проверить сложно, государство может проверить и то не полностью. А вот с будущим у нас не получается. Мне кажется, что (это моя гипотеза, основанная на субъективных убеждениях), что резко возросший интерес к жанру фэнтази, безумная популярность Гарри Поттера, всех дозоров – Дневных, Сумеречных, Ночных и Последних связана с невозможностью неосознанной, построить модель светлого гарантированного будущего. Тогда мы строим себе модель сказочного мира, устраивающего нас и пытаемся поселиться в своем воображении. И таким образом компенсировать страх и неуверенность за завтрашний день. Существует предложение (оно существует уже несколько тысяч лет в человеческой культуре, в библиотеке) перейти на принцип "здесь и теперь". Прошлого уже нет, будущее еще не наступило, поэтому они мне не интересны, и попытаться жить настоящим. Я и сам это попробовал. И знал энное количество людей, которые это всерьез попробовали, то есть попробовали так жить. К чему это приводит? Если быть последовательным. Возможно ли это? Возможно, сразу говорю. При развитой рефлексии и управлении своими психологическими процессами. Это приводит к тому, что единичное становится важным, а не единичное становится фоном. То есть каждое событие в моей жизни, каждое впечатление в моей жизни, каждое переживание в моей жизни – это одно единственное событие, одно единственное переживание, одна единственная информация, которая тут же исчезает где-то там в глубинах подсознания. Реализовать это абсолютно возможно, найдя соответствующую социальную среду обитания. Но трудно найти смысл ради чего, потому что если это вам удалось - перейти в мир абсолютно единичный, существующий только в данный момент времени, в следующий момент времени – это уже другой мир и вы тоже совсем другой. Сохранить какой-то интерес к этому факту пребывания себя такого в таком мире очень и сложно... И не уверен я, что возможно. Попробовать – да. Как-то приблизиться к этому, вот как-то почувствовать в чем разница между нашим обычным способом и вот таким способом… Поиграть в это. Большинство так и делает: играют в это "здесь и теперь". Достаточно сказать, что принцип пустой комнаты как инструмент, о котором мы с вами говорили, уже вас ставит в позицию, в которой на какой-то отрезок времени (если говорить о согласованном времени) нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, нет времени как переживания истинного. А при таком подходе о социальной функциональности совсем говорить нечего, остается только надеяться на автоматический режим, на автопилоты внутренние и внешние. Поэтому (опять же это мое убеждение из практики и осознавания) мы очень зависим и будем зависеть, (несмотря на все уверения примитивного толкования буддийских принципов) от будущего. Буддийские принципы (по-моему сегодняшнему убеждению) относятся к жизни внутренней, к субъективной реальности, а не к жизни в согласованной социальной реальности и, вообще, в объективном мире. Я говорю о тех выводах, к которым пришел в своих практических исследованиях, общении с людьми различных традиций. Западный человек не в состоянии в массовом порядке понять задачу внутренней работы по той простой причине, что для него внутренняя реальность как реальность не существует. Разве что, как помехообразующий фактор и все. Поэтому давайте посмотрим, что мы с этим можем сделать и можем ли мы с этим что-то сделать. Первое, это впасть в состояние, при котором можно отрицать очевидное. Многие люди так и поступают. Не в силах выдержать давление реального мира, они ограничивают восприятие реального внешнего мира до очень удобных для себя форматов. За которыми они ничего не воспринимают как реальность, поэтому если они случайно увидели по телевизору не сериал из жизни мексиканских мещан, а сообщения об очередной какой-нибудь техногенной катастрофе, они ее просто не воспринимают, "это неправда". Я слышал – вот человек смотрит, показывают техногенную катастрофу, человек говорит: "Это не правда. Это специально подстроено, чтобы нас дурить". Репортаж с места событий. Более образованные говорят: "Ну ты же видел фильм "Хвост вертит собакой", что хотят, то и показывают". То есть на отрицании очевидного можно построить такой защитный забор, за которым для нас ничего реального не существует, и внутри этой выгораженной территории построить модель гарантированного будущего со знаком плюс. Здесь будет так, там, за забором, иначе, а вот здесь будет вот так. И держать оборону до последнего. Можно просто не помнить, что многие и делают – вытесняют из активной памяти в подсознание. Но, поскольку бессознательное играет в нашей практической жизни очень большую роль, а содержание бессознательного сильно влияет на наши поступки, чувства, мысли, выборы и реакции, посему и вытеснение из активной памяти помогает лишь отчасти. Нужно попытаться не смотря на очевидное создать нечто невероятное – то есть модель гарантированного будущего со знаком плюс. Каким это образом возможно? Это в большой степени зависит от очень многих индивидуальных обстоятельств: и от иерархии ценностей, и от локуса внимания (куда больше внимания – к внутренней своей реальности или к внешней), и от уровня притязаний и т.п. Одно ясно, что жить в этом мире трудно и легче в ближайшем будущем не будет. Поэтому манипулируя только кругом внимания мы как-то пытаемся создать ценности часто за пределами наличной реальности. После того как мне приснился сон об атомной бомбардировке моего родного города, а мне было тогда лет 14 или 15 – понял, что так жить невозможно. Я проснулся и задумался: как же жить-то? Я естественно начал искать что-то, что не зависит от атомных бомбардировок, так я попал в круг ценностей связанных с понятиями Дух, духовное. И посвятил различным практикам различным общениям с людьми из разных традиций, которые искали того же самого, литературе много-много лет. К какому выводу я на сегодняшний день пришел? Неявленное или явленное в виде проекций моего сознания реально существует во мне, как говорил по этому поводу Гегель: "Кажимость объективна". Кажимость объективна для человека в его субъективном мире, кажимость для него такая же объективная вещь как дождь на улице под который он попал. То есть в субъективном мире критерий объективности совершенно другой – то, что на меня действует то объективно. Исходя из этого допущения, я попытался осмыслить весь материал, связанный с иллюзиями - от покрывал майи до просто галлюцинаций. Когда была сформирована психотехника под названием "Дифференцированные функциональные состояния" (ДФС), и я получил возможность сознательного формирования состояний измененных по отношению к статистически существующим, то я увидел, что могу сознательно производить иллюзии. То есть допустим в одном из состояний стоя у окна сохраняя полную критичность, понимая, что это иллюзия, я мог останавливать облака в своем визуальном восприятии, потом отпускать и они дальше плывут. Будучи в нормальном критичном состоянии я понимал, что это только со мной происходит, но на всякий случай спросил у других: "Облака не останавливаются?" Поскольку это было в условиях лаборатории реакция была адекватная: "Нет. Не останавливаются" - спокойно ответили мне. А у меня останавливались. Какая интересная возможность формировать у себя иллюзии. Я понял что я создал для себя такую рабочую классификацию иллюзий: возникающие спонтанно, которые не осознаются человеком, он принимает их за реальность, возникающие спонтанно, но осознаваемые человеком как иллюзии или галлюцинации, плоды воображения и на иллюзии, которые я назвал мотивирующие. Это и есть то, что противостоит отрицательным прогнозам на будущее – мотивирующие иллюзии. С помощью мотивирующих иллюзий мы можем построить модель гарантированного будущего со знаком плюс даже тогда, когда воспринимаемая нами информация извне не дает для этого никаких оснований. Человек может сознательно, то есть волевым решением, осознавая, что делает, сохраняя при этом критичность, формировать у себя необходимые ему для данной деятельности мотивирующие иллюзии и избавляться от них по окончанию деятельности, для которой они были созданы. Существует текст, который утверждает, что весь мир, воспринимаемый нашими органами чувств, есть иллюзия. Существуют более современные тексты, которые говорят, что мир - только проекции нашего сознания, более корректные авторы говорят – проекции нашего коллективного сознания, и вычленяют из этого информационно-энергетического нечто формы, которыми мы пользуемся. Да, из неявленного мы что-то извлекаем превращаем в названное с помощью проекций, которые формируют определенные формы, которые мы можем назвать, но сохранить критичность при этом необходимо иначе эта самая проекция, эта самая форма будет объявлена реально существующей без всяких на то оснований, только потому что я смог эту проекцию создать и назвать. Но она для меня объективна как факт моей субъективной реальности. И тогда я вспоминаю текст. Небольшую брошюрочку "Океан удовольствия для мудрого". К сожалению, я читал это в переводе, поскольку, не владею языком тибетского оригинала. Мне очень понравилось, как он построен. Построен по такому принципу: 10 вещей, которые следует избегать, 10 вещей, которых не следует избегать, 10 вещей, которых следует избегать во всяком случае, ну и так далее в таком же стиле. Но кончается он совершенно замечательной фразой: "И не забывайте, все это – имеется в виду весь этот текст и его содержание – является проекцией твоего сознания". И тогда в качестве допущения, не убеждения, а рационального допущения возникает такая мысль: А не является ли все то, что мы называем духовностью искусством создания мотивирующих иллюзий? Позволивших человеку и человечеству пройти тот исторический путь, который оно прошло. Для меня, как мыслящего меня, существует вопрос, на который у меня нет ответов. Когда я видел в небе лицо Иисуса, к которому отношусь очень и очень неравнодушно, кто чьей был проекцией? Если стать на одну сторону, то конечно я. Если остаться в рамках рационального мнения, то конечно это лицо. Но у этого явления есть еще две грани (даже если это моя проекция, то две грани): одна грань – это субъективное, эта кажимость объективна и другое жутко тогда интересно каким образом создается такого качества и размера проекция. Ну, представьте какое техническое устройство нужно, чтобы на чистое небо такое живое изображение? Это не было застывшее лицо. Это было живое лицо. То есть, какими колоссальными (и при одной и при другой интерпретации этого факта) возможностями обладает вот эта штуковина, хозяином которой я считаюсь по факту рождения? Я думаю, что это вопрос не для рационального мира, поскольку тут нужно уже говорить о переживаниях, о вере, качестве веры – это уже вопрос другого порядка, но суть состоит в том, что механизм под названием "мотивирующие иллюзии" существует. Оно уже названо – вам легко будет его опознавать. Этот механизм нельзя уничтожать, а надо научиться им пользоваться. Потому что без этих мотивирующих иллюзий не существует ничего, что так ценят люди – любви, дружбы, преданности, порядочности – в силу того, что такие отношения относятся к области неформальных, не формализуемых ценностей. Поэтому чистое знание – смерть. Знание без любви – смерть, любовь без знания – невежество воодушевленное собою ...Вопросы - Если я использую этот механизм и при этом осознаю, что это всего лишь иллюзия… - Это не всего лишь иллюзия. Спасибо за вопрос. Понимаете, расхожая фраза: "это всего лишь иллюзия", а "это всего лишь левая рука" ... Понимаете? Это иллюзии не в смысле обмана, поскольку у нас слово "иллюзия" приобрело такую интерпретацию, как "обман". Искусство иллюзиониста – это что искусство обмана? В данном случае мы пользуемся этим термином в психологическом контексте. Это такой механизм, который дает нам возможность сохранять рациональное начало при неблагоприятных внешних прогнозах. А не впадать каждый раз в панику и кричать: "Долой разум! Будем жить только интуицией, душевными порывами", то есть безумствовать. Устраивать пир во время чумы. Тогда начинайте прямо сегодня – чума уже, эпидемия полная. - Тогда почему не предположить, что все остальное тоже иллюзия? - Дело в том, если мы говорим: "Все остальное" мы теряем дифференцированность восприятия, а если мы теряем дифференцированность восприятия, мы теряем возможность с этим работать. Когда человек бездействует, такой убежденный бездельник, в чем кайф? В том, что потенциально он может все. Раз он еще ничего не делал, то он не знает, никто не знает, что он может и что он не может. Так вот призыв: "Тогда все иллюзия" - потенциально все уничтожают … - Тут подозреваются негативные факты … - Негативные факты – это же оценка. Негативные или они не негативны с точки зрения кого? С точки зрения МЫ? С точки зрения Вас лично? С точки зрения надличностных формирований типа государства? С точки зрения идеологии? С точки зрения науки? Точек зрения оценочного характера есть некоторый диапазон. Вот я скажу вам фразу – оцените это плохо или хорошо: "Возможно, что формообразующая ось в гиперструктуре – это отражение диапазона возможных положений для аспекта координации"… - Это очень хорошо. - Это не хорошо и не плохо – это такая гипотеза. - Еще вопрос. Иллюзия, механизм иллюзии, который Вы предлагаете, он работает только для подлинных желаний или для тех, что не подлинные тоже? - Для всех. Здесь вопрос в чем? - В эффективности… - Нет. В мотивационной силе данной иллюзии, то есть насколько она вас мотивирует к определенной деятельности. Если она вас демотивирует, тогда плохо может быть, а если она вас мотивирует… Потому что это великолепный механизм позволивший человеку преодолевать ступор благоприятным прогнозом на будущее. Когда ничего не хочется делать, а какой смысл делать? Вообще, какой смысл жить, если умрешь? Никакого. Поэтому мой мастер очень простой фразой передавал это состояние, он говорил: "Жить нада!". Не потому что хочешь-не хочешь, хорошо-плохо, а надо! Механизм мотивирующих иллюзий позволяет с помощью высшей нервной деятельности и опережающего отражения преодолевать мотивационный ступор и продолжать действовать. И таким образом, очень часто, изменять неблагоприятные условия на благоприятные. - Я их по-другому называю… Я говорю.. Взращивать внутренне желание до максимума, до фатального и желание преобразовывать мир. - А что такое желание по вашему? Желание – это "Я хочу"? - Нет. - А что? - Желание – это эмоция, которая почти преобразовывается в действие. - Нет. Это, вы понимаете, мне ничего не дает и с этим невозможно работать, честно говоря. То есть на вашем субъективном языке это что-то конкретное, конечно, но когда вы пытаетесь этим конкретным поделится со мной, с помощью такого языка – эта конкретность теряется. Знаете, потому что есть потребность. Неудовлетворенная потребность создает напряжение, которое порождает по-вашему говоря желание действовать. Мотивация появляется - "Я хочу". Это "Я хочу" состоит из двух вещей из активизированной потребности и ценности через которую данная потребность может быть реализована с вашей точки зрения. В процессе социализации усваивается этот набор ценностей. Потому что желание обычно определяет что-то немодифицированное... чего-то хочется. Это и есть желание в чистом виде, то есть активизированная потребность. Ее обнаружить можно по реакции, по выбору локуса внимания. Если активизированная потребность утолить голод, то вы в первую очередь из фона выделяете пищевые объекты. Если активизируется сексуальная потребность, то в первую очередь выделяете из фона сексуальных партнеров. Если активизируется потребность в безопасности, то вы выделяете из фона элементы связанные с вашей безопасностью. Если активизируется потребность в новой информации ... и так далее. Такой подход дает возможность с этим работать. Дифференцированное восприятие своей внутренней жизни дает возможность с ней что-то делать, если есть, конечно, таковая мотивация. Поскольку все наши беседы идут от установки, которую мы в начале допустили как мотивационную силу – стать грамотным пользователем вот этого всего, что мне дано.Рассказывал ИНК. Редактировал А Ты Переходы: |
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |