Школа Присутствия. Присутствие духа от кармы не зависит
Личность, Сущность, Присутствие
Личность и сущность
Личность - совокупность отношений человека с пространством совместного проживания людей (социума) на уровне функциональных взаимодействий. Личность связана с вербальным, рациональным мышлением, с планированием, со способностью к построению моделей, с социальными коммуникациями.
Сущность — нечто более глубокое и трудноопределимое в рамках нашего языка (хотя каждый на невербальном уровне ощущает ее присутствие в себе и то чем она является). Сущность обнаруживается в "подсознании", при невербальных, смысловых процессах, интуитивном принятии решений. Но, в то же время, сущность не является комплексом инстинктов и рефлексов.
Сущность - совокупность отношений человека с Миром как целого с целым на базе такого инструмента, как эмоционально-чувственная сфера, по-старинному - душа.
В нашей культуре доминирующее влияние на наши представления об окружающем мире и на наше поведение оказывают внутренние установки и структуры, находящиеся на уровне личности. Однако именно в режиме сущности происходит действие в потоке, когда без всякой рационализации предельно ясна правильность предпринимаемых действий, и вся цепочка событий приводит к объективно наилучшему результату, который иногда даже невозможно было бы запланировать или предусмотреть с позиций логики.
Я совершенно убежден, что главный источник всех томлений духа, поисков, неудовлетворенности жизнью, такой, какая она сложилась, порожден неравномерностью развития личности как воплощенности и сущности как воплощенности, и конфликтом, который из-за этого возникает в человеке. Ситуация противоречия между личностью и сущностью - вот что чаще всего приводит людей в Традицию, хотя, как правило, человек этого конфликта и не осознает. Как правило, люди социально успешные не начинают поисков какой-либо традиции до тех пор, пока не возникает у них, по тем или иным причинам, неудовлетворенность сущности.
Мы знаем, что развитие сущностной части воплощенности может быть остановлено сильным негативным эмоциональным потрясением, с одной стороны, и массированным социальным давлением - с другой стороны. Под давлением этих факторов подавляющее число людей в процессе социализации теряет свою целостность, свою тотальность. Мало того, образуются различные психические блокировки в области, связанной с эмоционально-чувственной сферой.
История социализации, история технологии изготовления социального человека - это история непрерывной борьбы и непрерывного поиска рационального способа регулирования поведения. Импульсивное эмоциональное реагирование противоречит рациональной конвенции саморегуляции поведения. Поэтому у большинства так называемых взрослых людей очень слабо развита сущность и, естественно, более или менее сильно развита личность.
(ИНК. Преображение)
Без личности невозможно полноценное функционирование в социуме, но когда личностные структуры находятся в противоречии с сущностными качествами, человек ощущает подспудную (в лучшем случае) дисгармонию и недовольство собой и миром, в котором ему приходится жить. Поэтому важной задачей является различение проявлений личности и сущности, развитие навыка осознанного выбора этих проявлений, и, в перспективе, трансформация личностных структур в направлении их соответствия сущностным качествам.
Сущность - цветок в храме моей личности, которая охраняет мою сущность, охраняет ее в любви. Они подписали взаимный договор и стали одним целым. Моя личность - стены храма. Моя сущность - дух храма, алтарь моей души, красота этого храма, цвет его и свет.
(В.К. и А Ты. Искусство возвращения королевы)
Исходя из такого понимания, в первую очередь, мы можем искать методы обнаружения сущности. Для этого нам, прежде всего, необходимо остановить внутренний диалог и научиться наблюдать за происходящим, принимать решения, действовать, не опираясь на рассуждения, а "разворачивая", проявляя свою активность из целостного внутреннего пространства.
Присутствие
Ключевым моментом в преобразующих духовных практиках является осознавание "Присутствия".
В первом приближении мы можем считать, что "Присутствие" возникает при остановке внутреннего диалога в тот момент, когда наше внимание направлено на осознавание самого себя. Такой внутренний настрой приводит к неотвлекаемому присутствию человека в настоящем моменте.
Но без специальных дополнительных практик внутренняя структура личности при этом остается неизменной.
Есть ли критерии?
Учитывая, что более взрослая и более опытная у большинства личность старается изо всех сил присвоить себе достижения юной сущности и быстро превратить их в нечто личностное, ситуация складывается безвыходная, почти трагическая. Дело в том, что личность все устремления сущности тут же начинает присваивать. Вместо того чтобы помогать себе, своей сущности, человек под влиянием своей же личности делает все, чтобы сущность развивалась как можно медленнее.
Давайте теперь вспомним и попытаемся найти критерии для жизни от сущности. Но сначала: а какие критерии нам вообще известны?
"Приятно - неприятно": в течение жизни появляются различные модификации этого критерия: вкусно - невкусно, кайфово - не... и т. д. Этот критерий относится, в основном, к жизни индивидуальности. Но поскольку индивидуальность находится под властью личности, то, естественно, личностный оттенок неизбежен. Сущности такой вариант явно не подходит.
"Можно - нельзя": критерий социального контроля. Этот критерий мы усваиваем как внешний по отношению к себе. Сначала через родителей, близких, от социума - "можно - нельзя", слегка замаскированное под "плохо - хорошо". Такие вот интеллектуальные взаимоотношения с действительностью.
И последняя пара - сугубо интеллектуальный критерий: "правильно - неправильно". Он характеризует, как написано в учебниках для полуразвитых существ, зрелую личность. Это высший критерий.
Еще раз напоминаю то, что всем вам давно известно: все наши оценочные критерии сводятся к этому простому набору. С помощью этого "сложнейшего" механизма мы оцениваем мирозданье. А личности больше и не надо.
Какой же критерий, который нам так и не сообщили в процессе социализации, имеет отношение к сущности?
Давайте напомним сами себе, что же такое сущность как часть нашей воплощенности. Сущность - это совокупность отношений, образуемых переживаниями резонанса. Какой же критерий для оценки деятельности сущности, а в клиническом случае духовных искателей - для оценки деятельности человека как такового? Критерий только один: есть резонанс - нет резонанса.
(ИНК. Преображение)
Тренинги школы Присутствия:
Литература:
Важная информация