Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | Пространство Традиции Игорь Калинаускас. Исходное переживание
Продолжим размышления по поводу внутренней жизни и работы. Почему мне кажется это существенным ? Потому что внешняя часть жизни у большинства достаточна сложна и заполнена в силу современных условий функционирования человека: надо доехать до работы, надо там хорошо и качественно отработать, чтобы хорошо и качественно заработать. Потом надо доехать с работы, потом надо что-то еще, что-то еще, потом выспаться, потом снова ехать на работу и так далее. И получается, что человек разгружается только в субботу-воскресение, и то ... Это одна половина дела. Вторая половина дела состоит в том, что, поскольку нас интересует становление Субъекта, становление Хозяина изделия под название "человек", то это становление в гораздо большей степени зависит от того, как организована–не организована, структурирована–не структурирована внутренняя жизнь, внутренняя работа. Внутренняя жизнь, внутренняя работа в идеале при достаточной психотехнологической оснащенности может протекать почти независимо от внешних факторов. На российском тв-канале ТНТ существует передача под названием "Необъяснимо, но факт". В ней ведущий с искусственно таинственно-мужественно-зловещим лицом и соответствующими интонациями в голосе (ну, действительно он очень подходит для этой передачи) рассказывает разные истории, необъяснимые факты из какой-то жизни, с которой мы с вами если и сталкиваемся, то исключительно редко. И это все выдается за существующее, за факты и вполне возможно, что они таковыми и являются. Но для человека в его субъективной реальности важен не столько факт, сколько его собственные субъективные возможности интерпретации этого факта. У йогов есть такая поговорка: "Йог столько извлекает из куска хлеба, сколько англичанин из бифштекса". А вот сколько из конкретного факта и чего именно извлекает каждый человек в своих интерпретациях, как раз и определяет ту или иную направленность, то или иное содержание его внутренней жизни, внутренней работы (если еще есть работа внутренняя). И от этого он либо движется в сторону преимущественно магического объяснения фактов, либо преимущественно художественного объяснения фактов, либо пытается логически объяснять факты и т.д. В этом смысле каждый из нас похож на режиссера, читающего пьесу, по которой он собирается поставить спектакль. Ибо режиссер, имея в руках текст, написанный как правило не им и вооруженный знаниями (каждый по-своему) о той реальности, которая изображена в пьесе, начинает с того, что пытается этот текст интерпретировать. Пьесы Шекспира, Эсхила на протяжении многих веков повергаются различным интерпретациям, и, мало того, многие из них осуществляются в качестве сценического действия. Хотя факт лежащий в основе этих всех вариаций один и тот же – текст пьесы. Можно сказать, что художественное произведение, будучи направленно в основном не на точность передачи, а на глубину постижения, тем и отличается, что дает возможность разнообразия интерпретации. Очень многие факты, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, в повседневной жизни, для нас являются фактами художественного порядка. Ибо они не вмешиваются практически в непосредственное сцепление событий нашей жизни. И эти факты в художественном смысле нашей отстраненности от них и нашей профессиональной невооруженности по отношению к этим фактам дают нам богатый простор для различного рода интерпретаций. Почему и существует такое понимание, что субъективное знание и субъективное восприятие недостоверны с точки зрения практики пока они не подтверждены практическими действиями, практическим опытом. Это почти верно, но не во внутренней реальности. Во внутренней реальности совершенно единичные события могут оказать такое влияние, создать такую событийную значимость субъективного характера, которая впоследствии многое определит в нашем поведении, а мы об этом даже не будем догадываться. Станислав Гроф описывал систему конденсированного опыта, как вокруг сильной, единичной, отрицательной травмы группируются интерпретации других событий, создавая определенную настроенность интерпретации событий и подчинение их определенному алгоритму. Алгоритму, который недоступен человеку с неразвитой рефлексией. Как правило, челоаеку кажется, что каждый раз он реагирует как бы заново, свежо, в соответствии с сегодняшней ситуацией … Выясняется, что в основе такого типа интерпретаций лежит единичный, но сильно подействовавший эмоционально факт. Так же как в субъективном переживании истинности и неистинности. Для внутренней жизни (субъективной реальности), субъективное переживание истины является максимально убедительным. И если это субъективное переживание не совпадает с общепринятым, то человек скрывает или начинает отстаивать и бороться за свое субъективно-пережитую истину. Но опять же при анализе его поведения (с точки зрения возможных выборов и совершенных выборов) мы можем обнаружить, что декларируемые им наружу принципы истины, убеждения и веры в основном не соответствуют субъективно-пережитому им внутреннему. Таким образом, человек вынужден координировать свое поведение между субъективно пережитой истиной и общепринятой истиной. Если говорить о воспитании, т.е. о каком-то направленном и осмысленном воздействии на человека, то об этом всерьез можно говорить только в том случае, если мы в состоянии влиять на субъективное переживание истинности или неистинности того или иного факта, истинности или неистинности той или иной интерпретации этого факта. Берем простой пример. Существует во внешней по отношению к нам жизни некий идеологизированный миф о том, что человек имеет возможность развиваться. И развиваться не просто так, а развиваться духовно. В связи с чем человеку предлагаются (в разных местах, в разных количествах: в центре – большой выбор, на периферии – поменьше, в некоторых регионах вообще выбора нет) всевозможные, так называемые, духовные пути. Человек примыкает к группе людей, которая занимается чем-то эдаким. Ни группа, ни лидер этой группы (чаще всего) понятия не имеют, каким образом можно сравнить внешне декларируемое человеком с внутренне проживаемым. В результате человек может в течение многих-многих лет по разнообразным причинам существовать в этой группе, практиковать в этой группе, усваивать информацию в этой группе, занимать различные позиции в социальной структуре этой группы. Но в один прекрасный (или, наоборот, не прекрасный) день группа в целом или лидер в частности вдруг обнаружат, что ничего не произошло, ничего не изменилось. Человек, в силу тех или иных причин, перестает выдавать согласованные реакции интерпретации истинности и начинает демонстрировать свою внутреннюю реальность, те переживания, которые существуют для него как субъективно пережитые. С точки зрения управления процессом, не имея инструмента для четкого отслеживания субъективно переживаемого человеком, мы вынуждены признать, что мы действуем абсолютно вслепую. Если сам человек этого тоже не может, то он тоже действует абсолютно вслепую. Интерпретируя возникающие в нем психологические, эмоциональные и интеллектуальные напряжения, как элементарную усталость, депрессивность и т.д. В этом обнаруживает в себя капитальное противоречие между Я и Мы, между единичностью каждого конкретно взятого человека и некой статистической усредненностью, существующей для определенной группы людей от самой небольшой до самой большой. Что же делать, если вы в сиу тех или иных причин начинаете рефлексировать эту разницу? Если вы начинаете рефлексировать эту разницу, у вас есть возможность менять свое положение в социальном пространстве в поисках такого социального места, где ваше субъективно пережитое будет принято, как общее. Либо вы можете уйти (такой термин существовал в 80-е годы) во "внутреннюю эмиграцию", типа "а не пошёл бы этот социум !". То есть принять решение, что между вами внутренним и вами внешним может существовать разрыв. Ничего с этим не поделаешь и тогда вам надо перейти от напряженного притворства к радостной игре. Простая логика ... другой нет. Вы не можете изменить субъективно пережитые истины. Никакая рефлексия, никакие технологии, ни со стороны других, ни со стороны вашей собственной ничего уже сделать не могут – это субъективно пережито. Другой вопрос можно с этим так обращаться или иначе с этим обращаться, если вы это узнаете и отслеживаете? Но изменить вы это не можете. То что вам предлагает социальное пространство приводит к новому переживанию. Социальное пространство, которое вы не можете покинуть или перестали покидать полагая, что уже невозможно найти другое социальное пространство, в котором это будет общепринятым. И вы переживаете очень сложный момент. Вы остаетесь в одиночестве. Внутри себя. Вы переживаете экзистенциональное одиночество, связанное с осознанием своей уникальности, своей единичности: "я такой (я такая) – один (одна)". А по другую сторону : "Я не живу один. Я не в состоянии существовать один. Я живу в социальном пространстве". Как там в социальной психологии? Гиперсоциализация, гипосоциализация, насколько вы вписаны, насколько вы не вписаны. В данном случае при наличии осознания существенной разницы между фактами и их интерпретации вы можете попасть в положение, когда ваши интерпретации, ваши субъективно пережитые истины не воспринимаются в том социальном пространстве, в котором вы находитесь. Можно попытаться это перенести в мир с помощью искусства. Ибо искусство по своему назначению преследует задачи, связанные с переживанием. Переживание (за редким исключением) всегда субъективнее переживание. Богатство субъективных переживаний может быть передано через произведения искусства, если у вас есть соответствующая одаренность. Решит ли это проблему? Конечно, нет. Почему? Искусство как сублимация нереализованных потребностей - срабатывает, но полностью не решает проблемы, потому что один. Одиночество, уникальность, один… Почему это так трудно? Это моя гипотеза, естественно. Я уже предупреждал, все что говорю – это мои гипотезы. Не претендующие на всеобщее признание. Существует базовая потребность, которая есть уже у новорожденного младенца – потребность в эмоциональном контакте, потребность в сопереживании. При нормальной истории она вначале удовлетворяется контактом с матерью, не вербально. На базе этой потребности возникает множество социализированных действий и отношений, в том числе все то, что называется интимная жизнь. Современная реальность (цивилизация наша) привела к огромному ущемлению удовлетворения этой потребности у взрослых людей, и в результате мы имеем, то что имеем – невротизацию населения от 40 до 60 процентов по очень аккуратным оценкам. Можно предположить, что в ближайшее время на рынке услуг будут продолжать пользоваться возрастающим спросом любые услуги, хотя бы частично (а порою и фиктивно) как-то удовлетворяющие эту потребность, снижающие невротизацию. Конечно, доклиническую невротизацию. Одной из таких ситуаций и стало участие в различных объединениях духовных искателей. Там, где "духовные объединения" не выродились в секты за счет проекций участников, там эта потребность в какой-то степени удовлетворяется. Потому что, как правило, это не профессиональные объединения, а повод для взаимных поглаживаний, для удовлетворения чувства безопасности, эмоциональных контактов, для общего положительного фона и так далее и тому подобное – все то, что в профессиональной литературе называется Убежищем. В том случае, если лидер недостаточно квалифицирован и всевозможные проекции идеального отца, идеальной матери, идеального любовника, идеальной любовницы принимает без контрпереноса, то постепенно в своем желании соответствовать групповому идеалу он вынужден все больше и больше ужесточать ряды последователей, выстраивать их по ранжиру... Очень часто это превращается в секту. У меня был контакт с человеком, который прошел путь от духовных поисков до руководителя секты, буквально накануне его перерождения или, скажем, завершения… Он достаточно неглупый был человек и чувствовал, понимал (как бы ), но не мог изменить ситуацию, в силу того, что он не был профессионалом, в смысле контрпереноса. Когда-то он мне сказал следующее: "Я не могу ничего сделать! Я не могу их любить, потому что я их презираю! Я делаю все, чтобы они набили мне морду, а они мне все ниже кланяются. И в то же время я не могу их оставить. Потому что без них я перестану ощущать себя адекватно". Кончилось это все плохо. Получилась секта. Секта рано или поздно совершает какие-либо преступления против личности или против собственности, с соответствующей реакцией государства. Отсутствует понимание того, что внутренняя жизнь человека может значительно отличаться от его внешнего поведения. Это результат несовпадения субъективных переживаний истинного и рациональных принятий человека. Я не говорю отвержений, именно, принятий истинного для всех. "Для всех" здесь имеется в виду то социальное пространство, в котором он осуществляется. Поэтому для того, чтобы пользоваться этим переживанием во благо в себе, а не в мучение, необходимо найти решение задачи по созданию в своей жизни ситуаций удовлетворяющих базальную потребность в эмоциональном контакте. Тогда внутреннее одиночество, переживание этого одиночества, своей уникальности и единичности перестанет воздействовать отрицательно на самооценку, приводя к невротизации и депрессивности. Очень часто люди объединяются инстинктивно в различные группы под различными знаменами, именно для того, чтобы иметь возможность удовлетворить потребность в эмоциональном контакте. Как правило, в такого рода группах групповой идеал отрицает профессионализм. Профессионализм в любой области - вне оценочных суждений о моральном-не моральном, т.д. и т.п. Вне эмоций. Профессионализм - это прежде всего знание, даже если это знание о профессиональном владении своим эмоционально-чувственным миром. Функционализм нашей жизни все больше и больше приводит к тому, что многие люди понятия не имеют, что такое интимная жизнь. Подменяют выражение "интимная жизнь" содержанием сексуальной близости, а это совсем не одно и то же. Интимная жизнь - это такое совместное пребывание людей, в котором они получают переживание родственное переживанию от близости с матерью в детстве, младенчестве. То есть это из области эмоциональных взаимодействий, а не из области удовлетворения сексуальной потребности отсоединившейся от потребности в продолжении рода. Я думаю, что это важно осознать любому человеку, который имеет намерение стать хозяином того, что ему дано в качестве изделия под названием человек. Кроме того, это очень важно с точки зрения психологической техники безопасности, потому большинство нервных срывов, неправомерно культового отношения к лидеру, снижение уровня социального торможения и другие психопатические реакции связаны с фрустрацией по поводу неудовлетворенной потребности в эмоциональном контакте. Человек чего-то хочет, но он не знает чего он хочет. Он пробует то, другое, третье, четвертое, пятое ... а чувство насыщения не возникает. Поэтому для сознательного человека, грамотного пользователя всего того, что мы называем "самого себя", одна из главнейших задач - решить каким образом эта базовая потребность будет удовлетворяться. Из небиологических базовых потребностей у нас еще есть потребность в новой информации, новых раздражителях, так она в современном мире как раз удовлетворяется со всем могуществом разнообразия информационного взрыва. С вопросом удовлетворения этой потребности, если он возникает, можно разобраться и разбираются многие, становясь пленниками информационных сетей. Поскольку эта потребность принципиально не насыщаема, как все идеальные потребности, то соответственно возникают такие запойные потребители любой новой информации без разбора и поиска смысла. Следующий момент по поводу продукции переживаний. В объективизированном виде это нечто имеющее отношение к искусству как специальной, специфической деятельности человека по реализации мира переживаний. В неспецифическом виде это сопереживание. То есть поиск другого Мы или попадания в некоторое Мы, в котором можно поделиться своими субъективными переживаниями и это будет представлять интерес и ценность для членов этой группы. Это не едино-мысленники, они могут иметь совершенно разные позиции рационального характера по разным вопросам. Это едино-переживальщики, имеющие общую позицию по отношению к ценности индивидуального переживания. Общедоступный поиск ситуаций, где сопереживальческие, эмоциональные контакты социально одобряются ... приводят нас куда? Совершенно верно, в ночные клубы, на трибуны стадионов, на концерты поп-звезд. И так далее. То есть в толпу, которая находясь в социально санкционированной ситуации, где позволено реализовывать свои субъективно эмоциональные реакции (которые тоже почему-то называются переживанием) максимально свободно. Кроме того, существуют биохимические ходы, что создало рынок наркотиков и подобных веществ. Тема известная. Можно ли это в себе рефлексировать, дифференцировать и что-то с этим делать и при этом не потерять эмоциональность вообще? Чем нас пугают? Будешь думать - перестанешь чувствовать. И доводы типа, "а как же Эйнштейн, который на скрипке играл?" – не действуют почему-то ... Можно, если делать это спокойно, грамотно и понимать что ты делаешь, осознавать ради чего ты этим занят. Тогда два часа по дороге на работу пролетают незаметно, потому что вы едва-едва успеваете отследить пару переживаний, отрефлексировать… В вас постепенно пополняется запас того внутреннего материала, с которым вы в состоянии взаимодействовать внутри себя. Это и называется внутренней работой. На эту работу вы сами себя принимаете. Сами себе делаете повышение и так далее и тому подобное. Что же вы имеете в результате? Вот меня спрашивают: "Ну, хорошо, Игорь Николаевич, вот вы байки рассказываете, потом из этих баек вот такие книжки получаются, типа этой (показывает свою новую книгу), а что же вот сами в результате получили?". Я вот каждый раз пытаюсь найти ответ. Максимально честный ответ по этому поводу таков: "Мне по-прежнему интересно жить". Собственно говоря, интерес как некая ценность, отношение к этому как к некой ценности сформировались у меня по независящим от меня причинам достаточно рано. Вокруг этой ценности и существовала моя мотивация по поводу познавания таких изделий как человек и человеческая жизнь. И этот интерес не пропал и не пропадает, независимо от преобладания позитивных или отрицательных воздействии на мои субъективные истины с стороны внешнего мира. Если вам интересна работа по поводу себя, мало того, вы понимаете, что это единственное занятие на которое не нужно получать ничью санкцию кроме своей и вы хотите познакомиться с тем, что вы такое, что вам дано и научиться этим пользоваться все более объемно, качественно в смысле самооценки, действуйте! Поймите, что нельзя этим заниматься ради своей социальной успешности – ничего не получиться. Возможен обратный эффект при такой мотивации. Очень многие эффективные методики связанные с воздействием на внешнюю реальность в сторону достижения оказываются весьма затратными, потому что почти все они (наиболее эффективные из них в особенности ) затрагивают неприкосновенный ресурс, что в последствии может привести к раскачиванию маятника в противоположную сторону в виде депрессий, разочарований, потери смысла и т.д. и т.п. В данном случае мы говорим, мыслим, рассуждаем, пытаемся осознать это с точки зрения внутренней работы и внутренней цели, а не с точки зрения повышения или не повышения внешней эффективности. Конечно, ваша внешняя жизнь будет меняться, но если вы действуете из позиции грамотного пользователя, осознанного и т.д., то она будет меняться в сторону все большей интересности, независимо от формальной успешности. Конечно, формальная сильная внешняя неуспешность не стимулирует внутренний поиск и порою кажется, что я зря трачу свое время. Не зря, смею вас уверить. Рано или поздно (то есть вовремя) эта внутренняя работа даст внешние плоды обязательно. Я хочу, чтобы этот кусочек, связанный с базовой потребностью в эмоциональном контакте у вас четко отфиксировался в памяти. Я имею в виду в глобальной памяти, потому что вся моя практика работы с людьми ( а я работаю с людьми с 14 лет, сейчас мне 61) показывает, что именно этот момент по незнанию, по недооценке или еще по каким-то причинам чаще всего игнорируется и самим человеком и теми педагогами, тренерами, наставниками, гурами, за которыми этот человек идет. Следующий психологический аспект связан с будущим ... Рассказывал ИНК. Редактировал А Ты Переходы: |
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |