Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | Ситуация лидера Я сегодня ехал сюда и вспоминал старую сказку, которая начинается так: "Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Дед тянет-потянет, вытянуть не может". И потом, чтобы ее вытянуть пришлось позвать всех домашних, включая мышку. Мне почему-то кажется, что эта сказка имеет непосредственное отношение к нашей сегодняшней ситуации. Я предлагаю осознать одну очень важную вещь. Мы с вами, как сказал один бизнесмен, занимаемся очень оригинальным бизнесом. Его оригинальность состоит в том, что мы предлагаем методику, которая, как бы мы ее не продавали, потенциально содержит в себе самой все то целое, из которого эта методика была изъята. И вот в этом лежит как плюс, так и минус нашей ситуации. Потому что, чем же мы на самом деле занимаемся? Здесь каждый из нас должен по своему, но четко для себя определить: где бизнес, где пропаганда и агитация, а где личные дела. Вы должны понимать, осознавать, что вы находитесь в весьма оригинальном положении: с одной стороны, вы бизнесмены, вы имеете товар, который пользуется спросом и который вы продаете; с другой, стороны, вы - люди, которые вынуждены, в силу опять того же, что вы бизнесмены, профессионально заниматься тем, что другие просто покупают. Вот здесь и таится, на мой взгляд, такая ловушка, попав в которую можно удариться в "гурствование". А гурствовать вас никто не учил. Вы только инструктора, а потому в гурствовании вы из профессионалов сразу превращаетесь в самодеятельность и, тем самым, сбиваете с толку клиентуру. И вот тогда вы начинаете портить бизнес с одной стороны и портить свои личные дела с другой стороны. Личные дела - я имею в виду школьные. Почему так происходит? Дело в том, что для того, чтобы гурствовать, что бы мы не вкладывали в это понятие, необходимо обладать квалификацией, как минимум, водителя, если говорить на нашем языке, т.е. уметь видеть человека по его ситуации, видеть его мотивацию, его устремленность, его проблематику и помочь ему дойти в ту точку, в которую он попросил довести, согласно заключенному договору, т.е. по его собственному желанию и вашей личной ответственности. Для этого мало быть инструктором по методике ДФС, для этого нужно стать практическим психологом, т.е. нужно набраться смелости видеть себя более профессионально, чем большинство людей. Тогда вы сможете профессионально видеть других. Ведь, я думаю, всем вам понятно, что психолог может быть настолько психологом-практиком, настолько у него хватает мужества видеть себя самого как изделие. Насколько он видит себя, ровно настолько он видит другого и, соответственно, в другом разбирается. В противном случае, происходит то, что произошло с фрейдизмом, и с чем потом пытался безуспешно бороться сам Фрейд. Когда психоаналитик, не будучи профессионально достаточно подготовленным, попадал во все ловушки, которые связаны с механизмом, скажем, Я как Мы. Простой пример: клиент воспринимает вас как гуру, психотерапевта - не важно как это назвать - короче говоря, как человека, который им занимается; выносит на вас свою проблематику, выносит на вас свой идеал. Происходит то, что Фрейд называл трансфером, т.е. переносом. И все. И вы в ловушке. Вы даже не знаете, что это произошло, и уж более того, просто не готовы, чтобы совершить контрперенос. Эта ситуация является самой распространенной. И это естественно, потому что большинство людей, которые приходят в группы овладевать методикой, не знают, зачем они приходят. Это только называется так: я пришел, чтобы овладеть этой методикой. Но, по существу дела, он может остаться удовлетворенным, не овладев методикой, и может остаться неудовлетворенным, овладев ею. Те, кто уже работал, прекрасно об этом знают и уже научились это видеть. Некоторым из вас это придает некоторое ощущение расхлябанности, т.е., что я ни делаю - все равно люди довольны, деньги платят и хорошо. И вот это нужно очень четко внутри себя разделить: где вы делаете дело, в котором профессионально подготовлены, и где вы становитесь на одну позицию с клиентурой. А дальше начинаются абсолютно непредсказуемые для вас вещи. Это один такой, я думаю существенный момент, потому, что положение лидера в любой группе - большой, малой, формальной, неформальной - вещь безумно опасная для вашего личного развития. Уметь быть лидером, т.е. уметь видеть все те манипуляции, которые проделывает группа с лидером, - это главное, чему вам есть смысл поучиться, о чем думать и всячески стараться решить эту проблему. Нет более несвободного человека в группе чем лидер, потому что, прежде всего, согласно групповой динамике, лидер обязан соответствовать групповому идеалу. Причем, это решается на уровне коллективного подсознания. Получается, что лидер должен быть таким или этаким и делать то или другое. И как только вы ловитесь в ловушку лидера, вы ловитесь во все проекции, которые на вас выносит группа. И буквально на глазах - я наблюдал это неоднократно - вместо человека появляется такой "зомби" под названием "наш шеф". Он уже просто не осознает того что делает, потому он делает то, что хочет группа. Для того, чтобы это с вами не происходило, вы не должны быть в этом заинтересованы, ведь еще Будда, прекрасно все объяснил: Единственная реальность, от которой зависит человек - это реальность его желания. Но мы, учитывая все эти истекшие тысячелетия, можем добавить к этому и социальный статус, т.е. внешняя и внутренняя обусловленность. Внутренне человек зависит только от своих желаний. Если у вас есть желание отдаться группе, то вы отдадитесь, что бы я тут не говорил, но если вы хотите вести ситуацию, то вы должны, прежде всего, быстро - желательно ко 2-му, 3-му занятию - вычислить стихийно складывающийся групповой идеал, быстро отследить, как это переносится на вас, и быстро это разрушить. Тогда вас не будут любить, обожать и выносить на вас свою проблематику. С вами будут работать, вас будут критиковать, ворчать, говорить про ваши недостатки - не те манеры, не тот стиль общения... Одним словом, сволочь, конечно, но специалист. Второй момент состоит в том, чтобы не работать вслепую. Что я называю работой вслепую? Работать вслепую - это значит не знать хотя бы среднее действие вашего пребывания на работе. Вот вы пришли в группу на занятие, очередное по плану. Или от того, что у вас интуиция, или от импульса, или от озарения, или от медитации, или просто от лени, - вы не приготовили занятие. Вы пришли и вошли. С момента, как вы вошли и до того момента как ушли, в идеале, вы должны точно знать, как действует ваше пребывание на группу, хотя бы в среднем. Это идеал, конечно. Он почти недостижим, но об этом нужно постоянно беспокоиться. Когда-то я устроил себе замечательную школу. Я до сих пор благодарен Даугавпилсской студии за предоставленную возможность. Мы заключили с людьми, которые приехали со мной, такой договор: я беру на себя обязательство, что через два года любого из них пригласят в профессиональный театр, несмотря на то, что у них отсутствуют профессиональные дипломы, а они берут на себя обязательство, что любое мое слово - закон. Через некоторое время я вдруг обнаруживаю, что они эту конвенцию выполняют. А поскольку мы жили вместе, в одной квартире, то можете себе представить, что значило для меня дать такое слово. Просто так ничего нельзя было сказать: скажешь что-нибудь, а оно тут же выполняется. И вот, благодаря этой жестокой ситуации, которая продолжалась год с небольшим, у меня была возможность увидеть как действует слово в таком максимуме - слово, поступок, поведение. Мы же все жили на глазах друг у друга, а они еще параллельно и обучались. Скажем, если мы изучали защитные мотивы и способы их формирования, то искусство формирования защитных мотивов в течение трех дней возрастало до неузнаваемости. Для того, чтобы, будучи лидером, научиться не иметь собственности на группу, т.е. избавиться от удержания хотя бы в этом месте - по отношению к группе, нужно творчески продумывать, как удержать самого себя от жажды власти, собственности - моя группа, мои люди. В это можно играть, если нужно, но нельзя этого делать всерьез. Это - гибельный путь, это невыгодно. Поэтому я могу с вами поделиться одним приемом, может это кому-то пригодится. Я всегда говорю, что делаю свои дела. Если кому-то интересно при этом присутствовать да еще и деньги за это заплатить - прекрасно, но я делаю свои дела. Я никого не спасаю, никого не просветляю, не веду в светлое будущее и т.д. .Лучше пусть меня считают эгоистом, чем опять будет возникать это удержание. Это очень существенно. Вы должны научиться этому иначе вы погубите свой бизнес, т.е. профессиональную работу инструктора и свои возможности постепенно находить среди тех людей, которые приходят в группу тех, которые хотят большего, которые хотят из этого источника добраться до самого полного объема. Ну вот, это такое маленькое вступление. Это ваше личное дело, ваша личная ответственность. Я как человек, кото- рый много лет работает лидером, хотел просто дать вам толчок для размышления, даже не поделиться, потому что открывать курсы по повышению профессиональной квалификации лидеров пока не входит в мои планы. Второй момент, который я хотел бы, чтобы вы как-то отфиксировали по поводу самой методики. Тут существуют две проблемы: Первая проблема - это прикладные варианты обучения методике. Когда методика предлагается для решения конкретных, профессиональных задач для актеров, спортсменов - это легче, с одной стороны, потому что люди мотивированы на получение конкретных результатов. Если вы помогаете им этого достичь - все в порядке, если не помогаете - вы несостоятельны. Гораздо более сложная ситуация в том случае, когда вы работаете просто с людьми. Я называю это группой психологической поддержки. Неважно, как она называется - группа трансцендентальной медитации или дифференцированных состояний, или еще как-нибудь. Суть остается одна: людям не хватает МЫ и они это МЫ ищут. МЫ, которое можно обрести в ситуации безопасности, в ситуации доброжелательства, в ситуации конкуренции и т. д. И вот это очень опасно. Почему? Потому что вы как инструктор, естественно, чувствуете, что людям в принципе не важно, чем они занимаются. Людям важнее ГДЕ, КАК, С КЕМ. И это может раздражать или, наоборот, расслаблять: ну и ладно, деньги ведь платят... Я считаю здесь наиболее реалистичной следующую позицию: в этих группах методом психологического обследования или другим методом, попытаться выяснить - что у человека не получается в жизни, почему ему нужна компания? И уже потом прикинуть, каким образом владение методикой может помочь или не помочь ему. И в соответствии с этим строить занятия. Скажем, делать ударение не столько на профессиональное владение состоянием, сколько на резонанс, на взаимное определение, на какую-нибудь субсенсорику. Т. е. давать человеку просто пищу для решения проблемы общения, более легкого контакта или для обретения какой-то внутренней целостности. А не пытаться всучить ему товар, который ему не нужен. Потому что, как показала практика, результат самой правильной работы состоит в следующем: после окончания 1-го цикла - желающие продлить остаются, после окончания 2-го - желающие продлить остаются, заканчивается 3-й цикл и все. И на том все заканчивается, но какие-нибудь один-два человека начинают думать: "А не стать ли мне инструктором?" Дальше. Вы сами в своей жизни часто применяете дифференцированные функциональные состояния? Нет! Я вижу, что вы даже забываете сделать пульсацию там, где она действительно помогает. И тут возникает момент игры - игры, в которой 3-м голосом для общения служит методика дифференцированных функциональных состояний. Ну что же, хорошая игрушка, пикантная, оригинальная и прикладно-эффективная. А вот если вы начнете использовать группу, которая пришла к вам, для решения своих исследовательских задач типа: упадут в обморок после 45-минутной нулевки или не упадут, то вас за это бить надо. Если вы хотите заниматься исследовательским экспериментом, вы должны набрать отдельно экспериментальную группу, обеспечить ее каким-нибудь специалистом для контроля за здоровьем и тогда - пожалуйста. И не надо путать эти разные вещи, потому что сейчас стало приходить очень много людей, чье медицинское состояние неудовлетворительно. В идеале, конечно, желательно все-таки устроить какой-то предварительный отбор, т.е. найти очень хорошего психолога или психиатра, чтобы выяснить, нет ли опухоли мозга у человека, или какого-нибудь запущенного невроза. Тут могут возникнуть неприятности и, как всегда в таких случаях, (в социуме так устроено) виноватыми будете вы. Естественно, вам придется долго и нудно доказывать, что вы здесь не причем. Т.е. нужно строго для себя определить степень невротизации, с которой вы собираетесь справиться. Особенно в этом смысле опасны истероиды, я уже не говорю об истериках. В этих случаях вы можете получить все, что угодно: кататонию на занятиях, неуправляемые выходы в астрал или еще куда-нибудь. Если даже такая, казалось бы безобидная вещь, как аутогенная тренировка 1 -ой ступени иногда вызывает неконтролируемые аутогенные разрезы, особенно у истероидов и эпилептоидов, то здесь все может быть. . Вы работаете с людьми, и для этого нужно их знать. И чем лучше вы будете их знать, тем шире поле вашей деятельности. А для того, чтобы знать людей, нужно проститься с собой и начать себя изучать. Вот это такая, неприятная ситуация. Если вы хотите заниматься этим серьезно и профессионально, то неизбежно возникает вопрос номер один - растождествление с самим собой. Чтобы видеть ситуацию, нужно, как минимум, быть вне ее. Значит, для того, чтобы видеть человека, нужно научиться, как минимум, быть вне его. А чтобы научиться быть вне его, нужно научиться быть вне себя. Это самая сложная профессионально-технологическая задача, и пока еще не совсем ясно, решается ли она вне какого-нибудь структурированного мировоззрения. Можно ли ее сделать чисто профессиональной или нельзя? Я пока что не уверен, что это можно сделать, не вводя понятие, скажем, какой-то духовной традиции. Потому что эта работа безумно сложная. Для того, чтобы человек сознательно овладел методикой дифференцированных функциональных состоянии достаточно 90 занятий при грамотной работе с вашей стороны. А тому, что мы назвали "Школа", как ни крути, а меньше 9 лет посвятить не получается, иначе вырастает такая репка, что не собрать потом народ, чтобы ее выдернуть. <<< вернуться оглавление дальше >>> Переходы: |
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |