Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | Знание и информация В современной теории информации в качестве единицы информации принят один двоичный разряд, или один бит. Любое сообщение можно оценить количественно, подсчитав число двоичных разрядов, которое потребуется для его кодировки. Количественная теория хорошо разработана и успешно применяется в самых разных областях техники, связанных с приемом, переработкой и передачей информации. Быстродействующие персональные компьютеры, мощные базы данных, языки програмирования высокого уровня, всемирная информационная сеть прочно входят в жизнь современного человека. В эру высоких технологий человек зачастую становится придатком "умных" машин. Современная психология, в свою очередь, все чаще использует компьютерные аналогии для описания психических процессов человека. В этой работе будет предложена попытка рассмотрения информационных процессов с позиции знаний о месте человека в мире и его взаимодействии с реальностью, представляемых различными духовными традициями. Что знают об информации традиции, исследующие человека и его взаимодействие с миром? Как будут выглядеть представления об информации в зеркале знаний о восприятии, имеющихся в психологии, а также накопленных в различных духовных традициях? Вспомним о таком инструменте, как метод качественных структур [1]. Для наших целей потребуется пока только аспект координации, вернее, точка координатора, которая является ключевой позицией при выделении из мира любого объекта, при рассмотрении любого целого. Кто же является координатором? Чья точка? Ответ очень прост - точка моя. Координатор - это я. Тот человек, который выделяет объект, и является координатором. У каждого имеется какой-то свой, индивидуальный набор точек координатора или "координационная сетка". Эта сетка и есть наше описание мира. Здесь хотелось бы, вслед за И.Н. Калинаускасом [2], точнее развести понятия: "описание" и "картина" мира. Под описанием мира мы будем понимать систему представлений об объектах, формах, вещах, и их взаимодействиях, которым мы приписываем статус существования, то есть ту координационную сетку, которую человек набрасывает на реальность, язык, на котором он разговаривает с миром, а картина мира - это воспринимаемая нами реальность, та конкретная картинка, которую мы "видим" всеми нашими органами ощущений. "Видим" - это означает видим, слышим, чувствуем и мыслим. Вернемся теперь к слову информация. Имеются различные точки зрения на этимологию этого слова. Мне, однако, хотелось бы, не претендуя на научную строгость, рассмотреть ее следующим образом: "ин" "форм" - то, что находится "в" "форме", то, что оформлено, проявлено. То есть, информация - это оформленное знание. Тогда процесс порождения информации представляет собой превращение единого непроявленного знания в некое единичное проявленное знание - информацию, или картину мира. Передается и воспринимается только форма. При этом количественно, в битах, можно оценить только знаковые затраты на передачу и хранение данной формы. Они абсолютно не зависят от того, каким смыслом эта форма наполняется. Вспомним, далее, постулат, существующий в том или ином виде в различных духовных традициях: каждый человек есть проводник бесконечного океана знания и силы, лежащего позади него. С этой точки зрения, процесс получения информации выглядит так: знание - проводник - информация. То есть, в начале единое знание, далее проводник и, на выходе - информация или, иными словами, воспринимаемая нами реальность. Результат такого процесса во многом определяется свойствами данного конкретного проводника. Проводники могут очень сильно отличаться друг от друга, однако, в любом случае, обязательно должен существовать язык, на котором человек мог бы разговаривать с реальностью. Вот, собственно говоря, и весь процесс получения информации в самом общем его виде. Что же следует из такой достаточно абстрактной картины? Какие основные качества информационного процесса можно выделить, опираясь на представления о человеке как проводнике? 1. Соответствие.
2. Отграниченность.
3. Виртуальность.
4. Пустота формы.
5. Иллюзорность.
Итак, мы выделили пять существенных свойств, характеризующих информационный метаболизм человека. Воспользуемся теперь рассмотренными выше представлениями для анализа различных понятий и процессов. Рассмотрим процесс передачи информации от передатчика к приемнику. Строго говоря, любое, даже самое простое сообщение и язык, на котором оно передано, составляют единое целое. Всякое сообщение в неявной форме содержит в себе полное описание мира, ибо объемы составляющих его понятий зависят от взаимного соотношения объемов всех остальных понятий языка, то есть от полного описания мира передатчика. Казалось бы, это простая вещь, но, поскольку передается только форма, здесь существует много довольно тонких моментов. Допустим, мы получили какое-то сообщение, и вроде бы все понятия, использованные в нем, присутствуют и в языке приемника. Однако, если описания мира приемника и передатчика не совпадают, объемы одного и того же понятия окажутся неодинаковы, форма будет заполнена иным содержанием, и мы получим сообщение, неадекватное тому, что было передано. Искажение информации все-таки произойдет, несмотря на отсутствие технических ошибок. В этом смысле процесс передачи информации между людьми качественно отличается от информационных процессов в компьютерах: для компьютеров на программном уровне описание мира четко задано, стандартизировано. Текст, написанный на каком-то определенном компьютерном языке, будет всегда однозначно интерпретирован. Для того, чтобы понять, где же происходят искажения, следует, по-видимому, подробнее рассмотреть наши представления об объеме понятия [4,5]. Когда бедуин говорит "верблюд", у него объем понятия "верблюд" очень велик, на его языке верблюда называют по-разному в зависимости от пола, возраста, породы, состояния и т.д., для этого существует около сотни разных слов. А в русском языке - всего одно слово. Верблюд он и есть верблюд. И, переводя одно из этой сотни слов на русский словом "верблюд", мы теряем колоссальный объем этого понятия, относящийся к другому описанию мира. Переведя с эскимосского языка слово "снег", мы также потеряем, причем совершенно незаметно для себя, колоссальный объем, потому что в эскимосском языке существует множество слов, обозначающих, снег. Таким образом, то, что было заложено в изначальном сообщении, мы не получим, так как находимся в другом описании мира. Такие же эффекты происходят при несоответствии описаний мира различных культурных групп, сект или социально-психологических миров. Те, кто изучал историю, знают, что означала фраза: "Над всей Испанией безоблачное небо". Для большинства людей это была обычная информация о погоде, однако, в действительности, эта фраза являлась сигналом к выступлению для 5-й колонны генерала Франко. Данное сообщение несло в себе некоторый скрытый смысл для определенной группы людей, имевших единое в этом месте описание мира.
С этой точки зрения, возникают серьезные ограничения при общении со всевозможными традициями и канонами, существующими в различных культурах. Мы получаем описания этих традиций на русском языке, будь это книги об индийской традиции, пособия по Даосской йоге, или путешествия в иные миры Карлоса Кастанеды. Мы вроде бы читали эти книги, но многие вещи, с некоторого момента, перестают быть понятными вовсе не потому, что мы глупы, просто мы оказываемся далеки от контекста данной культуры. Тут уже книжное знакомство с какой-либо практикой начинает терять смысл и, более того, становится небезопасным, если рядом нет конкретного живого носителя традиции, который может передать ее в полном объеме. Отсутствие единого культурного контекста становится непреодолимой преградой для восприятия текстов, относящихся к другим народам и эпохам. В последнее время часто встречаются жертвы различных традиционных систем, люди, которые, поработали немного со сновидением или, прочитав в "Даосской йоге" о трансформации сексуальной энергии, начинали что-то делать со своей эндокринной системой. Даже занятия в стиле С.Грофа или Джона Лилли требуют строго определённого контекста, определенной традиции. В данном случае, это научная парадигма, в которой далеко не каждый чувствует себя свободно. Возьмем теперь, например, такую общефилософскую категорию, как материя. Если мы представим человека как проводник, превращающий некое единое в некое единичное, то что же с этих позиций есть материя? С точки зрения такого превращения, можно сказать, что каждый момент времени мир творится, воплощается заново. Человек как бы разрушает мир, разбивая его на объекты при помощи своего описания мира, своей координационной сетки, и в тот же миг его сознание создаёт картину мира, собирает ее из этих объектов. Процесс этот идёт непрерывно. При этом в каждый момент времени соблюдается соответствие между картиной мира, то есть воспринимаемой нами реальностью, и описанием мира - тем инструментом, посредством которого мы расчленяем мир, равновесие между восприятием и системой представлений. Мы сами постоянно творим нашу реальность - объективную реальность, данную нам в ощущениях - ту самую, которую мы привыкли называть материей. Материальный - значит проявленный, воплощенный. Этимологически: воплощение - "во" "плоть", то есть в материю.
Не сочтите, однако, это заявление слишком сильным, нечто подобное можно встретить в текстах, относящихся к различным духовным традициям и философским школам. Мы здесь, честно говоря, не сказали ничего нового. Как же формируется наш взгляд на мир, система наших представлений о мире? Единое непроявлено. И каждый человек, как мы уже говорили, проявляет его по-разному. Какой ты человек, такой ты и проводник, но не в смысле хороший человек - плохой человек, хороший проводник - плохой проводник. Ты такой, каково твоё описание мира, которое с самого начала формируется не тобой. Описание мира, если уж строго к этому относиться, начинает формироваться прямо с момента зачатия. В течение всего перинатального периода образуются определённые психологические установки: отношение ко вселенной, отношение к ситуации отсутствия выхода, реакция на трудности, отношение к переменам в жизни и так далее. Как только человек попадает в руки воспитателей, его начинают приучать к определенной системе представлений, соответствующей данному месту, времени, культуре, социально-психологическому миру. Ему рассказывают, как устроен мир, в котором ему предстоит жить. Происходит формирование некоторой системы образов. Этот процесс так и называется - получение образования. Методы самые разные. Сюда входит, конечно, пропаганда - промывание мозгов, формирование образа "что такое хорошо и что такое плохо", чёрное - белое, образ друга - образ врага, самые разные виды гипноза, начиная от классического Кашпировского и кончая эриксонианским гипнозом и нейролингвистическим программированием. Существенное место среди этих методов занимает гипноз группы. Всякое "мы" формирует в человеке систему определенных представлений - это может быть семья, секта, профессиональная группа или клуб по интересам. Помимо того, существует множество других факторов, включая прочитанную нами литературу, услышанные случайно разговоры и т.д. Существенным фактором, формирующим описание мира, является, естественно, и наш жизненный путь, то, что с нами когда-либо происходило, особенно в критические периоды формирования личности. Как правило, человек живет в одном единственном описании мира. Навык перехода из одного описания в другое у нас существует только в зачаточном состоянии, его нужно специально развивать. Это возможно, но только через глубокое осознавание процесса порождения картины мира. Трансформационные системы, которые серьезно работают с людьми, начинают с того, что разбирают старое описание мира и формируют некоторое другое - осознанное. Зачастую такая разборка происходит очень болезненно, однако, у человека появляется шанс растождествиться с процессом получения информации, увидеть его со стороны, стать осознанным его участником, то есть, одновременно видеть и картину мира, и его описание, и процесс формирования этой картины. Зная механизм и свойства информационных процессов, проходящих в нашем сознании, человек может растождествиться с ролью неосознанного проводника и перестать быть деталью некоего механизма. Человек обладает прекрасным информационным инструментом намного более совершенным, чем самые современные компьютеры, поэтому взгляд на теорию информации с позиций человеческого восприятия может оказаться гораздо плодотворнее чем взгляд на человека с позиций компьютерной аналогии. Литература
19.12.1998 Переходы: Важная информация |
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |