Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | Пространство Традиции Беседы о Законе Школы. Беседа третья. Третий постулат Школы. Искусство быть счастливым Ну, тема у нас сегодня такая завершающая и, я бы сказала, самая суровая, - по жизни если говорить, - самая суровая. Третий постулат Школы, который гласит: "Из мира следствий - в мир причин, минуя отрицательные эмоции", - это тот постулат, который отделяет людей, идущих по духовному Пути, разделяет их на две группы по устремлённости внутренней - на тех людей, кто нацелен на достижение и тех людей, кто нацелен на постижение. Вот это две принципиальные разницы, два принципиально разных устремления, и, следовательно, два разных способа жить, быть и осуществляться. На уровне искусства жить по Школьному Закону - да, действительно, выполнение этого постулата раскрывает, может быть, то, как удаётся быть счастливым человеку, идущему по Пути, но, наверное, уже в том месте, где выполнение этого постулата, его технологическая сторона, освоение, перестаёт быть трудным, и становится уже естественным. Что же это такое: "Из мира следствий - в мир причин, минуя отрицательные эмоции"? Небольшой такой экскурс в психологию, чтобы мы потом не путались в контексте. Эмоция и переживание - это понятия психологические обозначающие совершенно разные психологические процессы. Поэтому, когда мы говорим об отсутствии отрицательных эмоций, это ни в коей мере не значит, что мы имеем в виду, что человек придёт к такому образу жизни, когда у него не будет горьких, печальных и тяжёлых переживаний. Это значит, что по поводу любых ситуаций у человека не будет отрицательной оценки. Что такое эмоция? Эмоциональное отреагирование - это отношение. Эмоция не может длиться долго. Те из вас, кто сколько-либо знакомился с научной психологической литературой, конечно же, это слышали и помнят. Эмоция связана с конфликтом между своей установкой и разницей между ожидавшейся информацией и полученной. И вот в этом взаимодействии между установкой, ожиданием информации и её получением, рождается отрицательная эмоция, когда несоответствие происходит. Эмоциональное отреагирование мгновенно. Оно оценочно. Эмоцию почти невозможно скрыть - ну, от внимательного наблюдателя. Мы сами знаем, как бывает трудно это мгновенное отреагирование скрыть. Эмоция при этом не задевает сути отношений человека к той или иной ситуации, потому что мы прекрасно знаем, что одно и то же сообщение, одна и та же ситуация, иногда вызывает одну эмоцию, иногда другую, потому что должен сойтись весь комплекс ситуации. Вот в этом смысле, именно в этом, мы говорим о том, что выполнение технологического постулата Школы заключается в том, чтобы идти в своём осознавании "из мира следствий в мир причин, минуя отрицательные эмоции", то есть пытаться в любой ситуации не выдавать... не относиться к этой ситуации отрицательно, какова бы она ни была, насколько бы не соответствовала нашему ожиданию. Как же это сделать чисто психологически, интеллектуально как выстроить такую установку? Интеллектуально такая установка выстраивается одним-единственным способом: мы раз и навсегда для себя решаем, что самая большая ценность любой ситуации - от самой счастливой по переживаниям до самой горестной по переживаниям, - ценность её в информации, которую она нам даёт. Фактически, другая формулировка третьего постулата, она такова: "любая ситуация - источник информации", прежде всего. И естественно, если человек настроен на то, чтобы учиться, в действительности настроен на то, чтобы учиться, действительно находится в позиции ученика не только непосредственно к своему Учителю, но к Миру как таковому, то такая установка - "каждая ситуация - источник информации" - естественно, всегда будет его ставить в "плюсовое" положение. Всегда "в плюс". Любая новая ситуация, как бы неожиданна она ни была, сложна, трудна, печальна или радостна, она всегда - источник информации. Тем более, что если она не соответствует нашим ожиданиям, то тем более "плюсовая" ситуация, не может быть эмоционального "минуса", - новая, источник новой информации, каждая ситуация. Но это такой интеллектуальный способ - легко сказать, а как это сделать? Это действительно очень трудно сделать. Трудно сделать, потому что это внутренняя работа, тут никаких "костылей" не подставишь. Можно себя пытаться, конечно, обмануть, но... Почему я сразу сказала, что выполнение третьего постулата разделяет людей, нацеленных на достижение и людей, нацеленных на постижение? Именно поэтому. Когда человек нацелен на достижение, несоответствие ситуации его ожиданиям всегда будет нести для него отрицательную эмоциональную оценку. Он не может быть настроен так, что любая ситуация - источник информации. Если эта ситуация не способствует его продвижению к цели, то это ненужная информация, ненужная информация - "минусовое" эмоциональное отреагирование. Никак иначе, вот не вывернешься здесь. В этом месте вывернуться никак не удастся. Если вы настроены на достижение, вы стрела, идущая, летящая к цели, то в действительности невозможно реализовать эту установку, что "каждая ситуация - источник информации" - и иметь от этого "плюс" всегда. Ненужная информация, лишняя ситуация, мешает достичь цели. Человек, идущий к цели, он подобен стреле, струне. Он движется, и всё, что не способствует его достижению, отпадает, отпадает, отпадает, как бы красиво, хорошо, нужно и полезно это ни было. Выбор у человека, настроенного на цель, на достижение, всегда один, - внутренний выбор, - способствует это достижению его цели или не способствует. Другой ценности у этого человека нет. И всё, что не способствует достижению цели, отвлекает, и, следовательно, не несёт информации. Фактически, для такого человека ситуации, не способствующие достижению цели, - просто пустые, они не несут никакой необходимой для него информации, они забирают его энергию, естественно, он никогда не будет... ему и не нужно, такому человеку не нужна такая установка, что "каждая ситуация - источник информации", и в этом "плюс". Она не нужна, она не соответствует его внутренней устремлённости. Я хочу, чтобы вы это тоже поняли, что никакого отношения в "плюс" или в "минус" к людям, которые настроены на достижение или на постижение, у меня лично нет. Это правомочные, равноценные способы жить и быть. Но просто человек, который так настроен, на достижение, должен понимать, что попытка выполнять третий постулат Школы, она лишит... будет противоречить, войдёт в конфликт с его внутренней установкой на цель. Вот этот момент просто существует. Поэтому, естественно, и говорят - разные традиции, разные способы реализации - для разных людей, в разное время по-разному осуществляющихся. Вот на уровне слов это довольно просто. Но почему на этом месте очень многие люди останавливаются в процессе, скажем, своего внутреннего движения, или на этом месте как раз очень часто возникает неприятие Традиции у многих людей? По той причине, что... ну сами представьте, момент практического освоения такой ситуации, практического освоения. Вот мне уже сегодня перед лекцией на эту тему задавали вопрос: "Как выглядит такой человек?" Когда он уже это освоил, выглядит он... как надо, так и выглядит - в соответствии с ситуацией. Естественно, процесс освоения такой установки, что нет повода для отрицательных эмоций, он в процессе этого входа приводит человека к такой некоторой закаменелости - вообще как бы никак не отреагировать. Потом нужно иметь большой внутренний опыт работы, разделения переживаний и эмоционирования. И прежде всего, человек в процессе освоения такого способа жить, такого аспекта, сталкивается с абсолютной необходимостью глубинного внутреннего покоя. Это получается взаимный процесс: увеличивая покой внутренний, и глубинную внутреннюю тишину, вы увеличиваете свою способность отказаться от эмоционального отрицательного отреагирования, отказываясь, находя в себе силы относиться к жизни, к любой ситуации, только как к источнику информации, вы увеличиваете внутренний покой. Простой пример. Когда мы бываем дома... ну вот вы, скажем, дома, никого не ждёте в гости, никто не должен придти - раздается звонок в дверь. У всех так "джу-джу-джух" внутри - у большинства людей, - ну то, что мы, скажем так технически, "база", - так, "тчих" - всё, оно всё уже всколыхнулось. Что это значит? Прежде всего, "минусовое" отреагирование - на неизвестность. И это уже, вот так всерьёз говоря, если уж совсем, и есть нарушение вот этой установки, что "нет повода для отрицательных эмоций". А это будет... ну вот это тончайшее вот уже... это отрицательные эмоции. Оценка, неизвестность, вздрогнуло там всё внутри: "Кто там такой?" - и сразу вот так: "Кто там такой, что там такое?" А, в принципе, как это должно выглядеть? Вообще никак. Раздаётся звонок, информация: кто-то пришёл. Всё! Нигде, ничего, никак не шелохнулось. И если люди, у которых так бывает, то им, конечно... ну, у них своё место такое, но очень характерный пример. Психологи говорят, скажем, что наличие телефона в квартире, - просто факт наличия телефона в квартире, - увеличивает психоэмоциональное напряжение. Потому что даже, когда мы о нём актуально не помним, факт того, что он может в любой момент зазвонить, в любой момент вторгнуться в нашу жизнь, на подсознательном уровне существует. Даже это. Вот совершенно с неколебимой "базой" в тишине зазвонивший телефон спокойно также вот... Я просто специально выбираю совсем тонкие простые моменты... Никак, никак... Вот это всё, - я не говорю о там серьёзных моментах, - и есть уже тонкое отрицательное эмоциональное отреагирование. Я так - со второй части к первой, потому что это нужно понять. Я ещё раз говорю, внутри себя будете размышлять - не путайте тяжёлые переживания, печальные, горестные, с отрицательными эмоциями. Хотя... Теперь вот такой аспект. Отношение переживаний и внутреннего покоя. Для большинства людей сама идея полной включённости в переживание - весёлое, счастливое, печальное, грустное - не важно, - и при этом сохранения покоя, при первом знакомстве с такой идеей выглядит искусственностью. Искусственная жизнь. Как же ты весь в переживаниях, если у тебя внутри спокойно? Как же ты весь в переживании, в ситуации, если у тебя внутри контроль сохраняется? Для того, чтобы помочь себе красивым образом, можно сказать, что эта ситуация - море. Как бы ни было бурно море, какой шторм и буря ни были бы, в глубине - тишина и покой. Неколебимый. Там даже не слышно этого шума. И только вот эта соединённость бури с тишиной делает это морем. Иначе это пруд, который ветер разгулял там до дна... делает его болотом - всё смешалось, песок со дна поднялся, тина замутилась, вообще уже ничего не видно. Человек, окунаясь, не имея контроля, окунаясь полностью в эмоцию, в переживание чаще всего похож на этот пруд. До дна, да? И поэтому все мы, - ну так, большинство из нас, - никогда не позволяет себе сознательно до конца войти в ситуацию, в переживание - в любое, в "плюсовое" или, там, в тяжёлое, в весёлое - неважно, если только не происходит нечто, что перехлёстывает уже наш весь контроль, и мы не справляемся с ситуацией, и тогда, чаще всего, полная включённость в переживание приводит человека чуть ли не к истерике. Так хохотала, что начала плакать, да? Вот это вот ощущение, когда ну всё уже - не то, что смех до слёз, который там... а когда вот смех-смех-смех, а смотришь - у человека уже истерика, он уже рыдает, он уже остановиться не может. Это его "закольцевало", "задвинуло", удержаться он не может. Все мы мечтаем о праздниках, об участии в празднике, и никак не получается повеселиться "от души", то, что мы говорим... Ну, забыть всё, всё бросить, войти целиком с мыслями, чувствами, со всем прочим в ситуацию веселья и веселиться без страха, без тормоза. Ведь мы же чаще влюбляемся, чем любим. Все эти рассказы о любви, когда "себя не помню"... то есть опять полный вход в переживание, полная отдача себя в ситуацию, она невозможна, если у человека нет внутри тишины, покоя и контроля. Ну как там у Высоцкого: "Помню только, что стенки с обоями / Там, где был я вчера, не припомню, хоть плачь". Мы даже в такую ситуацию редко себя отпускаем. Редко. И вот почему. В чём тут же принципиальная разница? Я говорю о контроле, о тишине, и, в общем, говорю о том, что мы чаще всего контролируем себя, не давая себе полностью войти в ситуацию. В чём разница? Разница вот в чём: кто контролирует? Чаще всего, когда мы, боясь войти в ситуацию до конца, - как бы там чего не получилось, как бы не потерять образ себя, не сказать что-нибудь то, что обычно не говоришь, не вести себя не так, как обычно... вдруг что-нибудь... "с цепи не сорваться"... - мы контролируем себя своим сознанием, умозрением, головой держим, мозгами. Сознанием. И что оно нам в такой ситуации делает? Оно держит нас в границах образа себя, который мы сами себе придумали. У нас есть представление о себе, образ себя, и границы этого образа. И вот уже когда даже к границам мы подходим, это уже тревожно - ну я сегодня себе тут чуть-чуть позволил лишнего сказать, чуть-чуть посвободнее себя вел - ну уж была, наверное, очень защищенная ситуация. Мы заранее знаем, - на уровне, вот, нашей картинки, - где можно, где нельзя. Мы заранее всё это делим, отмеряем по каплям - сколько можно, сколько нельзя. Для меня самый характерный пример - это мама, которая в цирке говорит пятилетнему ребенку: "Прекрати смеяться!" Вот это мы все. Мы эти мамы по отношению к себе. Мы не смеёмся - мы улыбаемся, мы не рыдаем - мы иногда так чуть-чуть поплачем, поругаться всласть - и то не умеем. Нет, чтоб так уже войти там и поругаться с удовольствием, уже отпустить и позволить себе. Потому что образ себя, он контролируется сознанием, нашим представлением. Почему люди пьют - всерьёз если говоря, по-настоящему? Чтобы снять контроль, раздвинуть границы - мы уже об этом говорили. И в общественном мнении, как ни странно, эта установка существует: "Ну человек себя не помнил, немножко перешагнул нормы, но ничего", - прощается за счёт того, что "себя не помнил". А как же войти целиком, сняв вообще вот этот... спонтанно войти в ситуацию, не зная, как ты себя поведёшь, куда она тебя заведёт, что ты скажешь в конечном итоге, и при этом иметь контроль? Чем тогда контролировать? Только одним местом, местом тишины и покоя. И тогда этот внутренний стержень, внутреннее "я", самосознание, можно это назвать, этот кристалл, это место нашей тишины и покоя - это та гарантия, что что бы здесь вокруг не происходило, как бы бурно не было это море, вы есть вы. И, с другой стороны, эта ситуация не даст вам возможности потом снять с себя ответственность за поступок и сказать: "Я себя не помню, это не я, это сказалось". Да, эта ситуация, она приводит к тому, что вы всегда помните. Дело в том, что, как известно, человек не может одновременно осознавать весь объём того, что происходит в ситуации и переживать её полностью, быть в неё включённым. Или-или. Или вы находитесь "в третьем голосе" - сторонний наблюдатель - и видите всё, что происходит, и осознаёте взаимодействие, процессы, которые происходят в этой ситуации, или вы включены в ситуацию полностью и проживаете её во всей своей тотальности мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями. И если у вас есть внутри эта тишина и покой, стабильность, этот внутренний кристалл, магнитный центр, как бы это ни назвалось, самосознание, то потом, выйдя из ситуации, - потом, когда она закончилась, - у вас появляется возможность осознавать, что же там происходило. То есть, в принципе, вы увеличиваете богатство своей жизни. Вы и переживаете её в полноте своей, и имеете шанс осознать, что с вами происходит - извлечь максимум из ситуации как на уровне переживания, так и на уровне осознавания. А что же такое "из мира следствий - в мир причин"? Как это выглядит в обычной жизни? На самом житейском уровне это выглядит очень просто. Вот самое бессмысленное, самое продолжительное и самое увлекательное занятие - это какое? Выяснять отношения. Этим можно заниматься всю жизнь. Это совершенно бесплодное занятие, потому что до конца выяснить отношения никогда не удаётся, это зацикливает. Оно абсолютно бесплодное занятие, но это занятие, в которое почти никому не удаётся избежать вовлечённости - так или иначе, в большей или меньшей степени. Все мы знаем, что такое занятие, как выяснение отношений, на нём выстроена масса литературы, книг, фильмов - таких, плохих обычно, да - ну чего, такой кусок жизни покажут... - и мы знаем сами, что на это уходит огромное количество энергии. Огромное количество энергии, потому что такое занятие, скажем, разрушает очень часто нас и те отношения, по поводу которых мы всё это выясняем. В чём же дело? Вот это вот самый характерный, знакомый всем, любому человеку в большей или меньшей степени по переживанию, ощущению, памяти, душе процесс, который показывает бессмысленность того, чтобы заниматься следствиями. Вот выяснение отношений на уровне психологии - это бесконечное разматывание следствий без обращения к причине. И так с любым процессом. Если мы не настроены на обращение к причине повторяющихся ситуаций жизненных - смотрите как, всегда, вместо того, чтобы остановиться, чтобы увидеть, что в течение нескольких лет в сходных ситуациях с нами происходят обычно сходные вещи, мы отыщем конкретную ситуативную там ... ну то есть следствие - тут этот виноват, тут тот. Помните, как у Чехова Епиходов: "Ну кажинный раз на этом самом месте. 32 несчастья". Вот этот момент - это очень большая и трудная работа в силу того, что в действительности мы так воспитаны, мы так настроены, нас никогда так не учили, что обращать внимание надо на причину. Почему? Почему человек интуитивно избегает этого и продолжает тратить время на вот эти бессмысленные выяснения следствий, которых могут быть тысячи и тысячи из одной причины, и не обращается к причине - казалось бы, столь разумное действие? По одной очень серьёзной причине. Обращение к причине любых ситуаций, выяснение причины, в отличие от выяснения следствий, всегда требует поступка. Как только вы выявляете причину, вы неминуемо, в любой цепи событий, любых ситуаций - вашей жизни, жизни ваших близких, внешних, психологических, социальных - каких, не важно, - как только вы выясняете причину, выкапываетесь в куче следствий к причине, вы оказываетесь перед лицом необходимости совершить поступок. Или не совершать его - увидеть эту причину и не совершать. Но тогда вы оказываетесь в ещё более сложной ситуации безумного конфликта - вы заранее уже знаете, не можете от этого избавиться, что это будет продолжаться, и знаете почему. Знаете, какое человек создаёт себе жуткое внутреннее напряжение, когда он знает действительную подлинную причину цепи сложных событий своей жизни и при этом ничего не делает, чтобы их изменить - ну, если это та цепь, которую хотелось бы прервать. Это же просто загнать себя в угол! И поэтому выполнение третьего постулата, обращение из мира следствий в мир причин создаёт ещё одну сложность в жизни человека, оно ставит человека на ещё одну ступень взрослости, если взрослостью называть способность нести ответственность за собственную жизнь, за собственные слова, а в пределе - и за собственные мысли. Предельная ответственность взрослого человека - он отвечает не только за свои поступки... сначала за поступки, потом за слова, а потом и за мысли. И получается, что этот постулат, он требует обязательного шага взросления, тут невозможно скрыться. И естественно, опять-таки, внутренней работы. Он требует огромного напряжения, потому что раскапывая каждый клубок следствий ты должен быть готов, что дойдя до причины, и узнав её, она потребует поступков, которые могут изменить твою жизнь, просто... привычное течение жизни. То есть, оно лишает нас в определённом смысле гарантированного будущего психологического. Как там? "Не будите спящую собаку". Помните, был такой спектакль, поставленный Басовым? Его много раз показывали по телевизору. Прекрасная пьеса совершенно, с прекрасными актёрами. Там показан именно этот момент - те последствия, к которым привёл анализ причин. Что натворили эти люди со своей жизнью. Ну, там цепь событий... несколько слов... зацепило... и всё, оно раскручивается, уровень правды начал увеличиваться, и люди всё больше отсеивались... мелочи отсеивались, и дошли до центра - причины всей ситуации всех этих людей. Ситуация заканчивается трагически. И это английская пословица - "не будите спящую собаку". Она точно относится к этому моменту. "Не трогайте причины", - говорит житейская мудрость. Всё как-то так утряслось, улеглось, более ли менее, здесь мы чуть-чуть искривились, здесь партнеры наши чуть-чуть искривились, на это место мы несколько прикрываем глаза, эту тему мы молчаливо договорились не трогать, вошли в некоторые компромиссы, конвенции, договоры, и мы живём. И это верно, на этом выстроена жизнь человеческая. Потому что не может нормальный человек жить без каких-либо гарантий. Все мы должны быть в какой-то степени уверены в том, что завтра проснемся - Солнце будет светить, что наши друзья - это наши друзья, и что дети - наши дети, и близкие всё-таки нас не бросят, не оставят. Всё это должно быть, и это очень хорошо, это прекрасно. И если у человека действительно эта уверенность подтверждается фактами его жизни, - это счастливый человек, мы говорим так. Кто же из нас в здравом-то уме начнёт разламывать свою эту ситуацию, чтобы выстроить там... не известно, что произойдёт? Но если человек решил, что ему так интересно, и он идёт сознательно на риск, и он решил попробовать, он там внутренне готов, он пробует, - он должен знать, что по дороге может произойти масса неожиданностей. Он может выяснить совершенно неожиданные для себя причины многих фактов своей жизни, и в силу этого оказаться перед необходимостью её круто изменить. Когда-то, когда я начинала учиться, мой Учитель, Мастер, - Игорь Николаевич Калинаускас, - рассказывал, что его Учитель - Аркадий Ровнер - когда-то ему сказал: "Игорь, начиная учиться, ты потеряешь всё, что у тебя есть на сегодняшний день. Вот всё, что есть - потеряешь. Что обретёшь - неизвестно". Игорь Николаевич, рассказывая это, говорил, что ему казалось, что это такая красивая фраза, знаете там, романтическая... Потом он начал учиться, и действительно потерял всё впрямую - профессию, которую на тот момент имел, другой город, другая семья, ну там масса вещей... В действительности! И не один раз. То же самое мне сказал мой Учитель. Теперь я начну скоро говорить это своим ученикам. Это действительно так. Раскапывая свою жизнь таким образом, относясь к ней так, что "каждая ситуация есть источник информации", и не заостряя внимания на следствиях, двигаясь к причинам, и они - опять источник информации, вы оказываетесь очень часто в ситуации, что вы меняете свою жизнь кардинально, вы действительно теряете всё, что имели в тот момент, когда начали учиться. Всё! Я говорю это в самом прямом житейском смысле. Один из наших Учителей Школы когда-то говорил... - ну у него так... у каждого по-разному - кто в начале, кто в конце - как этот процесс идёт... - он говорил где-то на шестом или седьмом году обучения: "Ты знаешь, я думал, что я как-то так вывернусь, меня это не коснётся". Это невозможно вывернуться... ну, как раз оказавшись перед лицом рушащейся карьеры и выбора - или карьеры, или дальнейшего ученичества. В прямом смысле - ни бывшей профессии, ни семьи, ни той квартиры, - ну как, то есть семья там трансформировалась, скажем так, - ни той квартиры, ни того города, даже ни той фамилии. То есть, вообще. Так складывается. Когда я говорила с Анандом на эту тему, он говорит: "У тебя сколько раз уже это было?" Я говорю: "Дважды, сейчас третий". Он говорит: "У меня трижды, сейчас четвёртый". Ну да, Ананд. Вот совершенно... так, сколько раз уже всё оставлял, потом доходишь до определённого места, там вроде как достигаешь, отдаёшь опять всё, что имел, для того, чтобы учиться дальше. Это такой способ, такая технология Пути. Почему же я тогда рискнула назвать этот аспект, эту тему, "Искусством быть счастливым"? Наговорила кучу тяжёлых и печальных вещей, напугала тут изо всех сил, а теперь говорю, что в результате того, что вы сквозь это проходите, вы становитесь счастливым человеком. Да. Вот я пытаюсь как-то так объяснить, почему. Может быть сама впервые так подробно об этом задумываюсь. Просто когда вы действительно реализуете этот способ жизни, способ быть, вам уже не страшно. И как я начала с того, что от неожиданного звонка в дверь... вы уже такой, что вы не ждёте... несчастья, вас уже не пугает этот неожиданный звонок в дверь. Потому что в результате того, что вы дошли до причин, познакомились с собой, поснимали с себя, как с капусты, - до кочерыжки, фактически, - все эти листики, и увидели: вот причина этих проблем, вот это, вот это, вот так, вот так... Я говорю сначала о себе, а потом, в жизни, - ну, это уже следующий шаг. Пройдя через эти страхи узнать себя, увидеть, через страх поступка, который вы вынуждены сделать в соответствии с тем, что вы увидели... пройдя сквозь это и освобождаясь от этих страхов... Каждый из нас ведь знает, у любого в жизни было - страшно, страшно, как будет, как? Решусь - не решусь? Но когда мы решаемся и совершаем, какая это свобода! Не зря сказано: "Решись, и ты свободен!". Задним числом думаешь: "Господи, что ж я тянул-то так долго? Нужно было раньше, я бы уже больший кусок жизни был свободен в этом месте!" Но вот этот вот... ужас неизвестности: "А вот вы точно уверены, что мне после этого лучше станет?" Помните, как говорил Бегемот в "Мастере и Маргарите"? - "С датой, с подписью - не действительно". Знал, чего говорил, дьявол! Вот это страшно... И когда вы себя сквозь это протаскиваете, - в буквальном смысле протаскиваете, потому что остаётся... только вы остаётесь. И по дороге протаскивания, обращения к причинам, то, что не вы, отваливается просто... иногда отмокает там с трудом... но оно уходит. Тем самым вы прорастаете, у вас уходит сомнение в том, что вы ли это, вы ли, есть ли вы, и где вы? И вы воспитываете в себе мужество быть открытым и свободным, а следовательно - счастливым. Потому что ведь большинство наших невозможностей якобы быть счастливым - в нашем собственном страхе перед неизвестно чем. Ну сколько у нас реальных каких-то вот страхов в жизни? Один, самый главный - неизвестность, что будет? Что будет с нами? Что будет с детьми? Как оно будет? Как развернется? Во что вывернется? Что люди обо мне скажут? Что подумают? Смогу, не смогу? Вот это место и есть... в любых вариантах создаёт в нас самое большое напряжение. Самое большое. Я не могу сказать, что я не волнуюсь перед тем как иду, скажем, даже в неизвестную аудиторию, но я не боюсь. Вот есть разница. Нет этого эмоционального "минуса". Это будет информация. Если я не сумею донести до новых людей то, что я хочу сказать, - это будет информация о том, что этого я не умею, и так я не это, и этого я не знаю. И я буду решать: мне дальше, скажем, это в себе как-то учить, или, может, мне надо перестать делиться вообще, мне надо перестать, скажем, лекции читать, а надо что-то другое делать. Всё правильно - волнение, тревоги, переживания, если не получается; расстройства по поводу того, что кто-то тебя не услышал, у кого-то не получается; люди, которым ты подписал бумагу о том, что они могут работать, вдруг... недостаточно идеально работают, - это всё есть. Чего нет - страха. Страха, что, ну, я там чего-нибудь не так в чьих глазах буду выглядеть или ещё что-нибудь... не соответствовать чему-то. Потому что обучение в рамках Традиции приводит - в результате уже освоения постулатов и перевода их из технологии в живую ткань жизни - приводит к тому, что вы про себя всё знаете. Прежде всего - про себя. Вот в этом удивительная, я бы сказала, нравственность Традиции. Не про других, а прежде всего - про себя. Потому что про других-то оно... легче - оно же не болит. Всё вы знаете про себя. И даже если... Ну про себя в уровне инструментальном, конечно, а не в том Божественном смысле, где мы неизвестно вот... - вот этого мы про себя не знаем, и никто не может это знать. Но в смысле инструментальном, в смысле человеческом, в смысле своих слабых мест и сильных мест, в смысле своих интеллектуальных и эмоциональных способностей, так, знаете, обольститься уже почти не удаётся. Можно расти, учиться там - это другое дело; может получаться, не получаться, но иллюзий - нет. В практических вещах я, конечно, тоже многого не знаю, что я умею, что не умею; могу я чему-нибудь научиться или не могу. Но это же отдельный... это жизнь - я же ещё живая, значит я ещё там буду чему-нибудь всякому учиться. Но нет страха от того, что ты узнаешь про себя что-нибудь новое, а следовательно, нет страха увидеть людей. Вот и получается... вот и получается здесь, что, действительно, один из таких... прекраснейших аспектов Школьной Традиции в том, что сначала, если человек решил учиться, он получает возможность привести в самое наилучшее состояние ту жизнь, которую он имеет. И только тогда двигаться дальше. Потому что движение дальше её разрушит очень во многом - в процессе движения. Разрушит, потому что придётся разбираться. Разрушать плохую жизнь, жизнь, которая вас не устраивает - это же легко, это от отчаяния мы можем... мы ломаем от отчаяния такое, что потом никогда себе простить не можем, что мы натворили. А вот когда человек обустроил свою жизнь, полюбил её, увидел, какая она красивая, какие у него хорошие друзья, какая у него замечательная работа... ну, там или он её поменял, и увидел, что, оказывается, он её давно мог..., и может на другом месте хорошо устроиться, что он нашёл общий язык с детьми или с родителями, с близкими - вот когда это всё сложилось, и человек всё равно чего-то там... томление духа... Тогда, только тогда, можно уже говорить всерьёз о духовном ученичестве - в любой традиции, на любом Пути. Потому что, если человек совершает такой шаг от недостатка, от боли, от отчаяния, то рано или поздно он спохватится и прав будет, сказав тем, кто его принял, что "вы воспользовались моментом моей слабости"... ...вот когда у него всё хорошо. Это ещё один закон. Тогда мы даём возможность и самому человеку легче помнить о том, что это было его желание, его подпись. Потому что с горя, я же говорю, чего не сделаешь от беды. Дьяволу душу продают - ну там, фигурально выражаясь, - и всё, что угодно, лишь бы там... то ли самому себе помочь, то ли близким своим. Вот этот момент очень важный. Духовный путь - это путь для людей сильных, имеющих избыток. Духовное убежище в любой традиции - это место для всех, это двор, парк, сад, лечебница, дом отдыха, приют для усталых, это - для всех. Чтобы люди могли отдохнуть душой, передохнуть, помочь... это для всех. А вот духовный Путь как работа, как жизнь, выбор такой жизни, другой - это просто другая жизнь - не лучше она и не хуже. Ну другая она. По немножко другим внутренним законам, по другим правилам, на других конвенциях - другая жизнь. И как можно отказываться от одной жизни ради другой, не поняв всех прелестей этой? Это только для тех, кто даже при самом хорошем... чувствует, что "Нет, всё равно хочу по-другому". Вот хорошо всё, прекрасно, красиво: "Спасибо, я пойду, по-другому попробую". Тогда это нормальный свободный выбор взрослого человека. "И сжёг он всё, чему поклонялся, и поклонился тому, что сжёг". Ибо мы в своей человеческой забывчивости, сжигать то, чему поклонялись, мы научились, - мосты там все сжигают... - мы научились, но поклониться тому, что мы сожгли, поблагодарить всё, что было в вашей жизни, что привело вас в то место, где вы есть, - вот это уже достойно человека. Прекрасно должны понимать, что если вы в какой-то момент жизни пришли, и сделали выбор и счастливы этим своим выбором, то что бы у вас в истории вашей жизни не было, - самое плохое, неприятное, то, что вы не хотите вспоминать, то, что вы хотели бы вычеркнуть, - всё это способствовало тому, что вы пришли в это место, где вы счастливы. Всё! В Духовном сообществе есть такой этический закон: "манипуляции с прошлым запрещены". Вот эти все разговоры: "Вот если бы тогда вот не было, то тогда..." Потому что это затрагивает Реальность как таковую. Все манипуляции с прошлым... И пример тому - социальная часть истории нашей страны. Манипуляция с прошлым, переписывание истории, переделка её влияет на настоящее и будущее, искажает и искривляет их, и, следовательно, лишает людей возможности адекватного восприятия Реальности. А в духовном смысле это разрушает душу, целостность. Ибо в ходе всей вашей жизни целостность ваша состоялась. Душа сложилась из всех тех целостных резонансных переживаний, которые были в процессе всей вашей жизни. И попытка вычеркнуть нечто, бывшее с вами "до", разрушает вашу душу, разрушает вашу целостность. "Манипуляции с прошлым запрещены" - это нравственный закон Духовного сообщества. И вот сделать, придти к этому, причинности, что вот всё, что было в моей жизни, привело меня сюда... и сделать пересмотр своей жизни, как упражнение "Кино", и увидеть, что все, с кем вы имели дело в большей или меньшей степени помогали вам - даже тем, что вам... и ваши собственные поступки, которые вы как человек не хотели бы вспоминать в моменты слабости, лжи - ну все мы люди, больше или меньше в своих поступках, - все они сделали из нас то, что мы есть. И всё это нам помогает, но во всём этом мы будем вынуждены, если мы решили выбрать другую жизнь, жизнь Духовного сообщества, разбираться до корней, до винтиков, до мельчайших деталей. Нам не удастся... мы будем лишены возможности спрятаться от чего-либо, что было в нашей жизни, вычеркнуть из неё что-либо. Мы будем вынуждены принять себя со всем этим багажом, не имея возможности объяснить это кем-то другим, по первому постулату, не имея возможности объяснить это кем-то другим, не имея возможности списать ответственность на кого-то, кроме себя, не имея возможности спрятаться, скажем, во внешней деятельности, чтобы не видеть сложности своего внутреннего мира, по второму постулату, или, наоборот, сбежать в свой внутренний мир и игнорировать то, что происходит в Мире, и при этом не имея внутреннего, собственного права - нет же начальника - по этому поводу отрицательно реагировать, имея большую радость от того, что мы можем извлечь максимум причин, максимум знания из собственной жизни и из всех ситуаций, которые предлагает нам Реальность. Ибо, ещё раз, третий постулат требует такого отношения. Требует в силу того, что он - Закон, он - Закон, если мы под ним, то он над нами, и, естественно, раз уж мы туда вошли, он требует - иначе мы будем входить в конфликт с Законом, с собственным Законом, который сами выбрали - относиться к каждой ситуации как к источнику информации, и всё. И выглядеть это поначалу будет грустно и печально и холодно. "Так, ага, ну значит так, моя подруга, выяснил... так, обманула, там про меня то говорила, это я узнал про себя...", - да, жизнь, вот она, ситуация - "так, что же это значит? Что же я такое делаю не так?" Я, я объясняю только собой это всё. "Так, значит я не увидела это, я поступила неверно, поделившись с ней информацией, для неё это было вредно, не нужно, я не правильно ей всё так показала, что она поняла меня не так, как я имела в виду - мой грех, что я не сумела правильно сказать, моё... ещё, ещё, ещё, ещё. Мой ребенок: так, учительница в школе... мой ребенок то, то, то, то, то, то, то, то, то. Так, что же такое, что это значит? Так, значит, что все мои увлечения духовными делами отвлекли меня от моего собственного сына, и что у меня произошли смещения ценностей, и я виновата, что мой ребенок стал чуть хуже учиться, недостаточно вежлив или эмоционален или что-то ещё". А не я прихожу из школы и говорю: "Ах, ты! Я тут должна из-за тебя позориться?!" Нет. И ты разбираешься с ребенком - да, его правила, и он там... конвенции - это другое дело, но внутри реакция какая? Реакция вот такая - что же мне сегодня этим сообщили? И так во всём, от самых серьёзных и больших дел до самых мелких. И это действительно суровая напряжённая внутренняя работа, на неё уходит много времени и много сил. Она создаёт видимость такого, знаете, безэмоционального такого - ну, пока учишься... Но кто из вас может сказать, что человек, который впервые встал на коньки, напоминает нам чемпиона мира по фигурному катанию? Но чемпион мира по фигурному катанию катается технически, слава Богу, много, и там просто не видно... Плохо катается - видно, что отталкивается, а хорошо катается - не видно, сам скользит. Так и есть. Когда вы осваиваете нечто, естественно, вы выглядите и напряжённо и сурово и иногда как-то неестественно. Но когда вы это освоили, это уходит в фундамент, и становится внутренней структурой вашей жизни, то вы перестаёте, кроме серьёзных таких уже, трудных ситуаций, каждый раз думать: "Что же она там сейчас мне принесла?" Просто оно... ну, срабатывает - видно, оно начинает быть видным, кроме тех неожиданных каких-то ситуаций. Вот Игорь Николаевич нам так рассказывал, его учитель говорил: "Хочешь себя проверить? Если ты внутри себя - внутри себя(!) - отрицательно отэмоционировал в течение дня четыре раза, то это на "тройку"". Вот поиграйте, проверьте... "Если, - говорит, - в течение недели ты всего там по два раза там... то уже что-то получается". Вот это вот отрицательные эмоции... У нас один парень такой, отчаянный парень, в группе говорит: "Я попробовал. Ну, - говорит, - крупных реакций - штук восемь, а фон - просто постоянный". Честно признался: "Те, что фоновые такие, - говорит, - мелкие колебания, они просто, - говорит, - фоном присутствуют и всё". Очень трудно, действительно трудно. Вот такой вот третий постулат. Вот такой. Да, меня спрашивали про всякие... "А как же тогда, вот?" - ну, про радость не спрашивают, спрашивают про горе: "А если у вас горе? Так что же вы тогда?.." Тоже извлекаю информацию, при том переживая, плача, но всё равно информация. Ибо и смертью своей близкие наши учат нас. Если мы учимся, то во всём - урок. Так, действительно, да. И я считаю, что это гораздо большее уважение к ситуации, а следовательно к Миру, к Реальности, если мы пытаемся извлечь из неё максимум того, что она нам говорит. По-моему, это просто ещё и признак уважения к Реальности - ну если уж не любви... Ведь мы же внимательны к любимому человеку. Вот в период "острой влюбленности" - есть такой термин - мы по-о-омним, что каждый взгляд имеет значение, что там посмотрел... что имел в виду?.. Там отреагировал, что имел в виду?.. Что бы это значило?.. Мы впитываем в себя этого человека. И если мы влюблены в Мир, мы впитываем в себя Мир. Это и есть возможность быть счастливым. В этом бессмертие человека - вы представляете, какая заполненность жизни? Тогда вы не должны жить "головой назад" - ну как мы обычно к концу дня, если ещё по-хорошему... - доживаем, доживаем. Если мы в резонансе, если мы открыты, мы принимаем максимум здесь и сейчас, мы "здесь и сейчас" в каждый момент, и тогда наша жизнь заполнена, как жизнь Реальности - она же вся заполнена, в ней нет пустот, она ничего не откладывает "на потом" - Реальность, это мы откладываем "на потом". С одной стороны, человек формируется как человек (в отличие от биологического существа) на паузе между возникшим желанием и его реализацией - на паузе, на том, что человек может подождать, на том, что у человека есть возможность потерпеть, отодвинуть момент возникновения желания и момент его реализации, создать это напряжение и в связи с этим размышлять, потому что это даёт нам источник размышлений - раз мы хотим, не можем получить, думаем, как - всё творчество в этом, в этой паузе между "хочу" и "получаю", всё творчество человечества, от "хочу в космос" до космического корабля, от всего вот здесь. Но, с другой стороны, на уровне эмоциональной жизни вот эта пауза, привычка держать паузу, привычка откладывать "на потом", привычка входить в ситуацию чуть-чуть, немножко, - она создаёт за нами длинный хвост недопережитой собственной жизни, я уж не говорю там обо всём остальном. В истории нашей собственной жизни у нас огромное количество упущенных возможностей, потому что мы не воспользовались информацией, которую давала нам ситуация, мы не вошли в неё. Говорит: "Мы никогда не любим "до конца", потому что когда любим, думаем о том, что любовь может закончиться, и никогда, - говорит, - не ненавидим "до конца", потому что вспоминаем, что когда-то всё-таки любили". На примере любви оно яснее всего. "Ты что с ума сошла, вообще, себя уже не помнишь? Попридержись, что ты тут себя..." Помните, как нас учили, какая неприличная... совершила Татьяна Ларина? Письмо написала - ну, бессовестная совершенно, себя не помнит, лицо потеряла, отдалась переживаниям бесконтрольным, а уж не говоря об Анне Карениной - чего ей плохо жилось?.. И всех прочих... И это же наша рациональная защита, вот этот вот страх полноты жизни, потому что страх исчезнуть, потому что страх... неизвестно, что из этого получится? Получится из этого жизнь, заполненная, прожитая нами, а не мы ею. Что такое самое большое горе, которое может произойти с человеком? Это когда жизнь его жуёт, его живёт, жуёт, и пережевывает. Укатала, как там... Сивку... И самое большое счастье - это когда мы её живём, ибо это наша жизнь, она наша - не мы её. Наша жизнь - это наша собственность, честное слово. Никто на неё права не имеет, каждый волен выбрать способ жить, какой он хочет. Нету лучшего или худшего - вообще. Самый лучший способ - социальный ли он, духовный, домашний, активный, пассивный - тот, когда человек счастлив. И всё. Тот способ жить, который вы выберете для себя, в котором вы будете счастливы - это и есть ваша жизнь. И один счастлив, сражаясь на баррикадах во имя святого дела, при этом не имея ничего в быту, а другой счастлив, приходя в дом, где его там шестеро-семеро детей встречают, обвешивают, как виноградную гроздь, и жена-хозяйка за этим стоит и радостно на всё это смотрит. И чья жизнь лучше? Тот, кто в результате неё счастливее, да?. Конечно, один смотрит глазами другого и говорит: "Ну, ты что?" Вот в этом и вся красота. Любая жизнь имеет право быть, если человек в ней счастлив. Ну... слышу, слышу, да: "А если один хочет так, а другой так?" Ну Боже ж ты мой! Родите третий способ, общий для обоих. Потому что, если вы решили быть вместе, значит складывайте, из этого должно рождаться. Если вам легче быть одному, чем вместе - будьте один. Не слушайте, что говорят, что обязательно надо жениться и замуж выходить. Если вы внутри себя чувствуете, что вам не надо - не делайте это ни для кого. Ну не надо. Говорят - время. Кто сказал? Одному в семнадцать время, другому в сорок самая любовь... время. Это же жизнь человеческая! Что такое "надо"? Мама, которая пихает дочку замуж, а потом хватается за голову, как живёт её дочь... Зато соседей не стыдно, замуж вышла. Неужели мама больше любит соседей, чем дочь? Что ей дороже? Помните: "О Боже, что будет говорить княгиня Марья Алексеевна?" Вот и всё. Вот оно, причина: что дороже? Вы представляете, если раскрыть свою жизнь и посмотреть, что вы толкаете собственную дочь замуж, потому что соседка уже заела? Представляете - увидеть про себя такое? Я специально обращаюсь к житейским делам, мы же из этого созданы, мы же живём. Хочет ли каждый из нас увидеть это в себе? Надо хорошо подумать, нужно ли вам это? Можно ещё и не такое увидеть в себе... Потому что, когда мы говорим о том, что в результате такого подхода человек начнёт видеть в себе то, что для него неожиданно, новое, все же сразу думают о чем-то глобальном - вдруг я в вере усомнюсь? Или ещё что-нибудь? Возвышенное. Нет, мы начнём видеть нашу жизнь каждодневную, причины наших поступков. Мы выясним, почему мы дали сыну именно это имя, почему мы одеваемся в вещи, которые нам самим не очень нравятся, почему мы боимся есть то, что хотим, мы боимся ложиться спать тогда, когда хочется, почему мы лишаем себя права делать самые простые вещи. "Я, - говорит, - понимаете, в результате занятия "Цветком", ну не могу спать много". Я говорю: "Большое счастье". - "Ну что я, буду..." Я говорю: "Но вы же всё время сетовали, что вы не успеваете с домашними делами?" - "Да что я буду в 3 часа ночи стирать?" Говорю: "А вы что, спать хотите?" - "Не хочу". - "А что вы делаете?" - "Лежу в постели, и мучаюсь", - потому что с детства знаю, что в 3 часа ночи надо спать. "Что ж, - говорит, - я - сумасшедшая - среди ночи стирать?" Ну если ты достаточно сумасшедшая чтобы вместо того, чтобы стирать после работы, идёшь заниматься "Огненным Цветком", то будь достаточно сумасшедшей, чтобы потом в 3 часа ночи стирать. По-моему, это логичное сумасшествие. Вопросы: - Вот какой-нибудь критерий, по которому можно угадать причину? Причину ведь часто очень трудно найти ... она путается среди следствий ... - Да, я с вами согласна. Нет, это серьёзная психологическая работа каждый раз. Легче с кем-то советоваться, но один критерий, такой, не стопроцентный, но очень помогающий, есть. Когда вам удаётся отыскать, увидеть, почувствовать причину, это обычно то, что называется "моментом истины", в этот момент обычно происходит прибавка энергии. И как бы вы себе потом ни говорили "нет, не может быть", вот это место остаётся. Ну, я думаю, что у вас в жизни хоть раз был этот "момент истины", когда "вот не знаю почему, но знаю, что точно так", - как бы абсурдно это ни казалось. Бывало же такое в жизни? Вот это и есть, то есть это момент резонансного взаимодействия - вы настроены на поиск причин, вы интеллектуально перебираете: так, так, так, но при этом вы ещё и как-то так... пытаетесь увидеть, услышать... и тут - сошлось! Эмоционально, скажем там, интеллектуальное понимание... картинка сложилась, и происходит "плюс", в любом случае - добавка энергии. Вот это вот точно. Если вы искренне настроены на то, чтобы причину найти, это бывает как "момент истины", очень часто бывает так... мелькает и уходит, потому что настолько... не хочется увидеть, что в этом причина, но уже спрятаться, если оно мелькнуло, фактически от этого невозможно, оно будет возвращаться, вы будете к этому возвращаться. Фактически - "момент истины" и прибавка энергии. Ну плюс советы профессионала. - И вот ещё, формулировка ваша "манипулирование с прошлым", и в то же время причины-то мы ищем в прошлом? - Причины, но мы ничего не меняем. - Да, да, да, но вот "манипулирование" - в чём разница? - Разница... "Манипулирование" - это вот такая установка: "Вот если бы этого в моей жизни не было, то я бы достиг вот этого гораздо быстрее". Вот это манипуляция, попытка скоординировать что-либо - ну, выбросить какой-то кусок, не помнить, проецировать ситуацию "вот если бы не было...". А причина - это просто признание факта. То есть, вот она, вся моя жизнь... Ага, вот всё, что... вот эта цепь всех событий - вот оно, здесь произошло. А! Это всё, анализ. Вы же не отменяете следствий, вы просто больше, в будущем - если вы решили совершить поступок - вы в будущем уже не будете совершать - если вам не нравится эта цепь событий - вы поймете, что причина в этом, во мне, в таком-то, скажем, страхе, что когда-то я там что-то вот не сделал, и всю жизнь, когда мне жизнь предлагает сходные ситуации, я пытаюсь их избежать любыми художественными способами, чтобы только ещё раз не наткнуться. Всё, теперь я решаю: ага, поэтому. Значит я и дальше буду избегать, заранее знаю - буду, но тогда уже понятно, не надо себя обманывать, но просто я заранее знаю, что вот эта цепь, круг ситуаций для меня... я их не хочу. Или наоборот, я избегал, я иду для того, чтобы раз и навсегда пройти, и увидеть, осознать и избавиться. Это работа с информацией, это не манипуляция. - ...Относительно цельности и вот отложенности цельности моей собственной, и отложенности моих желаний, ну не всегда желания можно исполнить. Значит я, в какой-то степени теряю свою цельность, в какой-то степени теряю. И вот я пример ребенка привожу: ребенок вот сейчас хочет, вот хочу и всё! Он бросается на пол, в истерику, всё такое... "Хочу!" А я ему... ну не могу я ему вот сию секунду дать, понимаете, - мне нужно куда-то пойти, взять, принести, а он уже в истерике, понимаете, но он - натура цельная. - Да, всё правильно. В процессе социализации мы теряем дарованную нам при рождении матерью-Природой, Богом и Реальностью целостность. Правильно, теряем. Потому что в процессе социализации так оно и происходит. И поэтому сказано: "Будьте, как дети, но не будьте детьми". То есть верните себе... в процессе всё равно человек должен обрести опыт, жизнь... потерять её в таком смысле, и обрести вновь уже на основе опыта - не как данность, а как собственную заслугу. А вот тем, что при рождении нам это дано, нам делается подарок, шанс на то, что когда-то мы опять сможем к этому придти, иначе у нас не будет памяти переживания, что это. Вот память об этой врождённой целостности нашей, знания - ну, память не интеллектуальная, конечно, а вот такая вот... переживанием - она и есть то томление духа очень часто, желание чего-то... "мечта о потерянном рае". Да, в процессе социализации, в процессе вписывания человека в жизнь человеческую, мы её теряем, это так. - Что же ребенку... что же с ребенком делать, который...? - Воспитывать. Всё, что можно... - То есть, нарушать его целостность? - Обязательно. Ну а как вы без этого? Вы же сами прекрасно знаете, что для того, чтобы социализовать ребенка, вот это умение, я же говорю, умение держать паузу между зарождением желания и его выполнением - это и есть творческое напряжение человека. Это делает человека человеком во всей полноте - это вот эта пауза, она его ограняет. - Ева Израилевна, из вашей лекции очень хочется поверить, что если мы в шелухе следствий будем отыскивать причину, совершать поступки, направленные на совершенствование ... мы, наконец, освободимся и станем счастливыми. Вы не допускаете наличие внешних факторов и обстоятельств, которые всё-таки не допустят это сделать. Ну, вот, обращаясь к истории более интеллигентных людей духовных, которых ломали концлагеря, и которых сжигали в газовых камерах и ничего от их собственного духовного роста не изменилось... - Как, не изменилось? Кто вам это сказал? - Ну что, они счастливы были... - Конечно. - ...от того, что они попали в концлагерь? - Нет, они просто извлекали информацию из этой ситуации, и вели себя в соответствии с собственной картиной Мира и представлениями наилучшим образом, и в той ситуации продолжая свою жизнь. Как это не осталось? А что должно остаться? - Нет, ну, в общем-то... Опять же, что они рисовали себе другую картину Мира... - Они себе вообще ничего не рисовали, понимаете? Помните "Лису и виноград" - прекрасную пьесу об Эзопе? Помните, ему предложили... у него был выход: или скрыть, что у него есть грамота, что он уже не раб, остаться рабом, - они хорошие были хозяева, - или пойти на смерть, потому что свободный человек, если он украл храмовые ценности, он карается смертью. И там, в общем, ситуация такова, что ему специально это подбросили - любящая его его хозяйка, не могущая себе в этом признаться... пыталась его просто вернуть. Чем заканчивается ситуация? Его все уговаривают: "Эзоп, ну на минуточку... ну под видом... потом ещё раз..." Что он говорит? Он им говорит: "Где здесь пропасть для свободных людей?" Всё. Там свободных людей карали тем, что сбрасывали со скалы. "Где здесь пропасть для свободных людей?" Это что, вы думаете, Эзоп не хотел долго и счастливо жить? Понимаете, любой человек, самый счастливый, самый духовно развитый, в здравом уме и твердой памяти очень мало зависит от себя самого уже. Его желания уже не имеют значения, он обусловлен своей Верой. Он обусловлен изнутри своей Верой и всё. Если он оказывается в силу каких-то обстоятельств в тюрьме, в больнице... значит он продолжает то же, что делал до этого, продолжает быть и всё. Быть. Такая, значит, работа, что-то значит ситуация говорит, раз меня поместила она сюда, значит, она мне что-то сообщает. И что они в состоянии в этот момент, - каждый человек, - из этого извлечь - это неизвестно. Понимаете, от духовного развития внутреннего человека - ну, того человека, который выбрал не социальную борьбу, а внутреннее развитие, - с точки зрения людей занимающихся социальной борьбой очень часто действительно ничего не остаётся. А они как-то вот и не намерены, чтобы что-то осталось, они же постигают, а не достигают. Но увеличение осознанности одного человека увеличивает общую сумму осознанности человечества. Увеличение нравственности одного человека увеличивает общую сумму нравственности всех людей. Это неколебимо. Вот для меня в этом вера. Если я действительно - часть Мира, и Мир - часть меня, то от изменений каждой частички меняется весь мир. Это... пусть это будет с точки зрения кого там? Чернышевского? Теория малых дел. Ну от многих остаются железные памятники, которые потом разрушаются. От кого больше остаётся?.. К счастью, не нам судить. Ибо, как сказано, "не суди, и не судим будешь". И вообще, в данной ситуации, в контексте, в конце, в контексте данной лекции я скажу так: "Быть надо!" - а там видно будет. - В отношении вот трёх постулатов... я лично нахожу аналогию с христианской религией, в частности, кротость, которая, как мы говорим, как самообуздание как бы... вот аналогия, положим, с информацией - всё воспринимать как информацию, потом, самоукорение, положим, потом или вот такое как "на всё воля Божья", понимаете, в принципе, этим путём, и этой школой человечество и шло именно уже вот, по крайней мере, две тысячи лет, но понимаете, вот сразу размышляя об этом, понимаешь, что там всё-таки связь была духовная с Высшими Сущностями, здесь же человек должен, как водится, сам себя разваливать и сам себя строить... - Под руководством. Но опираясь прежде всего на Закон - значит не сам. Всё равно есть энергетический Поток, который в этом ему помогает точно так же, и есть руководители и Учителя - я совершенно точно говорю. Без Учителя ничему научиться нельзя, кроме того... - А Учитель, как Иисус Христос... - ...С третьего уровня, с того же, откуда Иисус Христос, с того же места - ну с точки зрения энергетической - всё из одного, все Духовные Потоки имеют место - ну, в картине нашей Мира - из одного источника, с третьего уровня Реальности, из мира причин. Но там они разделяются, в зависимости от своей структуры, на разнообразные структуры, несущие разные аспекты информации, ибо многообразны люди, и способ их обращения к духу должен быть разнообразен, чтобы каждый нашёл свою дорогу. Но всё это естественно существует - есть Поток... - Вот в связи с этим Раокриом нам тут распространяет... - Ой, это его вот... Вы знаете, он маг, он говорит на своём языке, он очень хороший, добрый человек, и делает много хорошего, он спасал в Киеве очень многих людей, от действительно... от сглаза и от таких болезней, что дай ему Бог здоровья. А вот эти его слова? Надо спрашивать, что они значат. Я, честно говоря, не знаю, что такое Белый Демиург, честно говорю. И когда Раокриом пишет, что по решению каких-то Белых Демиургов Школа проявилась, то я, честно говоря, не знаю, о чем он говорит. Вот я как раз перед отъездом это получила, надо... ну, Игорь Николаевич приедет, я ему расскажу, надо что-то... ну как-то поговорить, может быть он... Но он выдаёт свою версию, это его личное дело, это же не так есть, он же честно там вначале написал - "на языке магии" - честно написал, там написано, это он пытается на свой язык перевести. Но он человек очень хороший, не злой. А на языке... - магия же имеет свой язык - я тоже не знаю, что это такое. - Скажите пожалуйста, выполняя вот эти постулаты, человек духовно растёт, я так понимаю, а почему говорят, что тот, кто пришёл в вашу Школу за духовностью - это не его Путь? Ну, так нам сказали... - Я хочу... Я, может быть, сделаю так, я хочу вам развести понятия. Вы познакомились с социальным продуктом нашей Школы - ДФС, "методом дифференцированных функциональных состояний" - я не люблю это название - ну, там школой "Огненного Цветка". Вся эта методика дифференцированных функциональных состояний - это социальный научный продукт, труд, методика научная, полученная... в недрах Школы родившаяся. Она опирается на эзотерическое знание и на психотехнику духовной практики. Психотехника духовной практики и методика дифференцированных функциональных состояний ничего общего между собой не имеют. Вот, слава Богу, и в Кишинёве наконец... мы уже с Игорем Николаевичем всюду это сообщаем. Методика дифференцированных функциональных состояний к духовности отношения не имеет. Это психотехнический тренинг и всё. Это молоток, гвозди, пила, с помощью которых вы хотите - строите храм, хотите - бомбоубежище. Это только технология. - Это относительно "Цветка"?.. - Да, это только технология. Нет, сам "Цветок", он входит в психотехнику, куда без него? Но вот эта методика вся... - А Школа - это?.. - А Школа - это Традиция. Но так как многие наши инструктора, кроме того, что специалисты по методике, они ещё под Законом и люди Школьные, и считают себя если не учениками, то во всяком случае соучастниками этого процесса, то они иногда от любви к этому всему, к Традиции, путают... путаются чуть-чуть сами, и людей вводят в путаницу. Ещё раз я со всей ответственностью вам говорю: да, методика дифференцированных функциональных состояний Игоря Калинаускаса, методика саморегуляции третьего поколения, имеющая все там подтверждения, научные апробации и т.п... и вошедшая как часть его диссертации, имеющей отношение к психологической реадаптации людей, работавших в Чернобыле, - это научный труд, научная методика, основанная, да, на психотехнической практике нашей традиции. Из неё выделена та часть, которая отдана в науку, которая не требует от людей никакого отношения к Традиции, если они хотят просто освоить такую методику, которой может заниматься любой человек, делать с этим всё, что он хочет, и которая ни в коем случае - я считаю, что это главная ценность её, кроме её там внутренней... - оставляет человека полностью независимым от того, кто его этому обучил. Это один из важнейших этических и технологических аспектов этой методики. Вы её взяли, обучились, денежки заплатили - и всё. Это ваша собственная мебель - что хотите с ней, то и делайте. Она абсолютно оставляет вас независимым, это технология. Потому что есть методики, которые оставляют зависимость - "ключи", там все эти... Абсолютно, всё! Вы пришли, вот тут коробочка, в ней инструмент. Вы научились им пользоваться, свою коробочку забрали, денежку положили, понравилось - сказали "спасибо", не понравилось - сказали, что могли, - и всё. И в этом смысле те, кто вам сказали, кто пришёл на занятия по методике ДФС, думая, что это имеет отношение к такой какой-то духовной практике, он ошибся, это правда. К духовной практике это отношения не имеет. ... А вот то, что я вам здесь рассказываю - это основы, Закон, некоторые способы, истории про то, что такое жизнь Духовной Традиции, которая уже другая жизнь, другой способ жить, но именно в этой Традиции родилась вот эта научная методика, и посему вот так цепочкой это всё связано. Поэтому, будучи учеником Школы, совершенно не обязательно должен заниматься по методике. Человек, занимающийся по методике, может совершенно не иметь отношения к Школе. Но, скажем, наши все люди, которые учатся в рамках Традиции, конечно этим знанием ну хотя бы в объёме инструктора владеют. Это... побочный эффект - договориться иначе просто невозможно. Психотехника всё равно на "Цветке" выстроена. Но если вы не собираетесь быть инструктором или там ещё чем-то в качестве работы, то вы можете и не знать 16 состояний и быть вот таким учеником в рамках Традиции и двигаться, и развиваться. Ну просто так или иначе всё равно люди выучивают, потому что все вокруг об этом говорят. Это уже другое дело. Это у нас знаете как - астрологическая шизуха, наша шизуха, соционическая шизуха... - маленькие дурдома, каждый на своём языке разговаривает, если не знать, о чём, можно подумать, что это... немножко так... "Здравствуйте, я Бриджита", - сказал высокий худой мужчина. - "Серьёзно? У нас тут Наполеоны, так что вы выйдите". Это беседа соционического кружка. Вы знаете, тип... ну, вы знаете соционику. Так что всё нормально... "Вы выйдите..."... - А для тех, кого интересует именно путь духовного развития в рамках вашей Традиции, в Кишинёве нет ничего? - Нет, в Кишинёве пока нет. Вот в Кишинёве я здесь и сейчас. - А как вот... соприкоснуться? - Что вы хотите? Вы хотите под Закон? Говорите. Это дело интимное... - Хотим. - Ой, только не коллективно, нет, вот я не буду коллективно... Если кто-то хочет обратиться по поводу Закона, ну выйдите, там у меня 15 минут - поговорим. Я тогда это всё, что вот... Если по поводу просто формального этого "под Закон". Но я внятно объяснила, что "под Закон" - ещё не ученичество? Что "под Закон" - это интимное дело каждого, и потом вы вольны с этим делать... Вы извините, Бога ради, что может быть некоторым из вас показалось, что уровень моей лекции временами был похож чуть-чуть на ликбез. Вы знаете, я такая зануда, у меня есть такое качество - лучше пусть скажут, что я что-нибудь там разжёвываю, чем люди неправильно услышат. Помните, как говорил Левий Матвей в "Мастере и Маргарите"... Иешуа: "Он неправильно записывает. Я ничего такого не говорил. Чувствую я, много от этого в мире будет неприятностей". Как я его понимаю! Вы знаете, и всё равно будут искажения. Поэтому, если вам показалось, что где-то я чересчур подробно, недостаточно объёмно... то я действительно вам честно говорю - первый раз сказала здесь - я рада вашему терпению и тому, что вы меня так внимательно слушали, но я действительно... лучше я в ваших глазах буду выглядеть хуже, но помнить, что я все тонкости сказала, тем более, это первая встреча. Если ситуация будет развиваться, мы будем появляться и запрос у вас будет расти, то, ей Богу, поговорить о чём-нибудь таком совершенно полётно-запредельном - меня хлебом не корми. А если Игорь Николаевич приедет, так вообще можно что нибудь... Поэтому вот давайте так на этом и закончим. Потому что там люди... Спасибо вам большое. Переходы:
|
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |