Этико-интуитивный интроверт - Достоевский
По книге "Соционика" Григория Рейнина
Портретная галерея:
Федор Достоевский и князь Мышкин из романа "Идиот", Винсент Ван Гог, Константин Паустовский, Александр Солженицын, Александр Сокуров, Витас Желакявичус, Мерилин Монро, Вивьен Ли, Катрин Денев, Элизабет Тейлор, Наталья Белохвостикова, Альфред Шнитке, Олег Каравайчук.
Квадральные признаки:
дельта-квадра; серьезный, рассудительный, аристократ.
Диадные признаки:
рациональный (шизотим), уступчивый, предусмотрительный, индивидуалист.
Индивидуальные признаки:
интроверт, статик, деклатим, позитивист, интуит, этик, стратег, конструктивный.
Первая функция - уровень организации личности, или принцип существования. Зона уверенности. "Хорошо"
субъектная этика - Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то - не люблю, нравится - не нравится. Мои эмоции
зона уверенности - мое отношение к другим людям. Спектр эмоциональных реакций этого типа необычайно велик. Достоевский чувствует себя в этой сфере гораздо увереннее, чем другие. Ему доступны такие грани, нюансы и оттенки эмоций, о которых представители других типов не имеют даже отдаленного представления.
Что понимает, допустим, Жуков в эмоциональном мире Достоевского, что он может там понять, если в его психологическом пространстве этого просто нет? Люди зачастую живут в разных пространствах, которые не пересекаются нигде, кроме весьма узкой области конвенционального общения.
Минус-первая функция. Зона игнорирования. Минус-ценности. "Плохо".
объектная этика
игнорирование внешних отношений. У Достоевского, как и у Драйзера, есть этот момент.
Если человек специально занимается отношениями, он, конечно, лучше это видит, а если не занимается, то может не заметить каких-то отношений с другими людьми. И тогда возникают проблемы. Это, кстати, проблемы, которые возникают вдруг, неожиданно, как бы ни с того ни с сего. Иногда бывает, что Достоевский игнорирует внешние отношения демонстративно, надевая маску мизантропа. Внутренний мир - да, а вот сфера внешних отношений зачастую оказывается для Достоевского закрытой плотной завесой его собственных фантазий.
Вторая функция. Творческая. Уровень функционирования. Зона риска. "Надо".
объектная интуиция - целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура
Как Ф. М. Достоевский писал свои романы? Он прежде всего создавал структуру, очень подробный план романа. На это уходило много времени, иногда месяцы. И дальше буквально в две-три недели он мог написать роман. Роман, в котором герои оживают и даже ведут себя не по плану, "своевольничают". Это и есть творческая функция человека этого типа - объектная интуиция: Достоевский позволял "своеволие" своим героям, благодаря чему они действовали как живые люди, а не как схемы. Может быть, это и отличает классика: он чувствует, какое поведение естественно для человека того или иного типа, хотя и не знает типологии. Зато он хорошо знает людей и мир, в котором они живут. Ф. М. Достоевский в своих романах как раз препарирует, анализирует этот мир, стараясь понять, почему же он так негармоничен. Это ведь благодаря его роману древнее выражение "Красота спасет мир" стало крылатым.
Вполне естественно, что люди, у которых внешняя гармония является творческой функцией, становятся писателями, музыкантами, художниками.
Минус-вторая функция. Зона нормативов, эталонов, стереотипов поведения. "Не надо"
субъектная интуиция - целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени
зона нормативов - целостность внутренней ситуации. Тут имеются два-три стандартных состояния, в которых человек бывает, и больше ему не надо. Бывает, однако, еще одно состояние, когда он уходит в глубокий "штопор". Это тоже одно из привычных состояний, которое время от времени появляется у людей этого типа. В такие моменты они практически отключаются от внешнего мира, плохо осознавая все происходящее вокруг.
Третья функция. Принцип самооценки. Место наименьшего сопротивления. "Проблемы"
субъектная сенсорика - мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно - не приятно
самооценка - мои ощущения, связанные с сексом, самочувствием и пр. Часто люди этого типа ИМ работают врачами, психиатрами. Они внимательны, им очень важно здоровье. И, по всей видимости, работая с другими людьми, помогая другим людям, они тем самым решают и свои проблемы. Достоевский часто выглядит больным, так как у него защита третьей функции обычно осуществляется "в минус". Бывает, человек этого типа производит впечатление тяжело, а возможно, неизлечимо больного. Однако при этом он активно занимается своим здоровьем. Наличие полноценной сексуальной жизни - также повод для хорошего отношения к себе.
Минус-третья функция. Зона решения проблем
объектная сенсорика - форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж
решение проблем - внешняя форма, действие. Если есть проблемы со здоровьем, значит надо что-то делать, как-то лечиться… Что-то заваривать, что-то прикладывать, заниматься физкультурой. Даже будучи далеки от медицины, они обладают, как правило, обширной информацией в этой области.
Четвертая функция. Суггестивная. Принцип оценки места. Мотивы. "Хочу"
объектная логика - логика объективного мира, объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Моя территория
Это тип, который суггестируется через факт, знание. "Хочу знать, как на самом деле. Дайте мне цифры". Им легко манипулируют другие люди, предъявляя "объективные" данные.
С другой стороны, когда Достоевский сам начинает что-то объяснять, то понять иногда трудно, не в обиду ему будет сказано. Человеку приходится манипулировать в зоне страхов (минус-четвертая функция - субъектная логика), в зоне понимания. Я согласен, что эта зона притягивает, но манипуляция здесь выглядит весьма экзотически.
У людей этого типа зачастую бывает свое собственное, сильно отличающееся от других видение того, что происходит вокруг. Наблюдается склонность к мистическим, нумерологическим и иным интерпретациям подобного рода.
Минус-четвертая функция. Зона страхов. "Не хочу"
субъектная логика - моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Моя картина мира, мое мировоззрение. Мое образование, т. е. система моих образов, моя школа
Страх все понять. Поэтому объяснения Достоевского иногда кажутся представителям других типов непонятными, запутанными. Здесь наблюдаются две крайности: с одной стороны, склонность к мистицизму, с другой - необыкновенное доверие статистике и объективным свидетельствам. Из-за подсознательного страха все понять, часто возникает ситуация объяснения неизвестного через непонятное. Люди, относящиеся к типу Достоевский, прекрасные практики, однако объяснять, прямо скажем, не самое сильное их место.
Переходы: