Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | Вопросы и ответы Вопрос: Что можно сделать, если в группу пришел человек с высоким уровнем тревожности? И. Н.: Понимаете, за тот короткий отрезок взаимодействия ничего особого сделать нельзя. Нужно быть внимательным к людям, чувствительным, субтильным от природы. Дело в том, что эмоциональная сила, как и мышечная, накапливается очень медленно. Поэтому, работая с человеком согласно каким-то методикам, вы гарантируете ему, что индекс эмоциональной устойчивости у него не изменится или даже слегка повысится. Но уровень тревожности может снизиться, не обязательно за счет самой методики. Человек попадает в группу, где никто ни на кого не кричит, люди доброжелательны. Он получает социальную нишу, и часто этого достаточно для того, чтобы снизить уровень тревожности. Человек начинает чувствовать себя спокойнее, по-другому воспринимать ситуации, считая, что это эффект от занятий ДФС. Это, конечно, иллюзия, но Бог с ней, с этой иллюзией, ведь вычленить довольно сложно, что к чему привело. Но инструктор должен знать, что это не только его заслуга, не только заслуга методики. Просто есть нормальная группа, где никто никого не бьет по голове, где все стараются быть вежливыми, интеллигентными, культурными, разговаривают на приятные темы, не дерутся за лидера, потому что лидер уже позиционно намечен. Вопрос: Вот у вас есть такая фраза: "уважение к пространству"... И. Н. Мне кажется, это очень просто. Наша телесность не заканчивается поверхностью кожи. Это известно. Существуют какие-то полевые продолжения, излучение, тепло, запахи, газы, частицы вещества, всякие энергетические вещи, т.е. вся совокупность того, что называется аура (прижилось такое слово). И эта часть нашей телесности тоже взаимодействует с пространством. И мы должны понимать такую вещь: пространство одно. Оно неделимо. Где бы мы не вычленили с помощью стен, потолков и пола кусок пространства, это все равно одно и то же пространство. Мы не можем вне фантастических теорий построить дом, внутри которого будет другое пространство. Пространство одно. Его геометрия может меняться. Но оно само, как таковое, одно. Таким образом, пространство - это та реальная вещь, в которой мы имеем дело с вечностью, бесконечностью, безмерностью, запредельностью. Причем имеем дело не на уровне логических объяснений, а на уровне реального взаимодействия. В этом пространстве происходят события: локальные события, глобальные события, но всякое событие порождает ситуацию. Ситуация - это есть выражение события в данный момент времени и в данном месте. Если я, в так называемом личном пространстве, то есть в своей собственной квартире и не трачу никакого времени на работу с пространством, никаких сил, никакой заботы не вкладываю в эту кассу, то есть в пространство, а еще хуже, использую его как корзину для мусора, что делает большинство людей, - значит, я помню только, что вещь, а в чем все это есть - как-то выпадает. "Вот вещь, она - на столе, стол на полу, пол..." - вот как мы думаем обычно. А то, что все это еще и в пространстве и, строго говоря, что именно пространство и есть главное в этом моменте, а не вещь, в него помещенная, мы забываем. Это и дает возможность всяким хорошо подготовленным шулерам манипулировать толпами; ведь главное, что они умеют и знают, что есть такая вещь как пространство, и что если я получил квартиру, то главное в этой квартире, то есть самое ценное, за что на самом деле я плачу деньги - это пространство, отграниченное территорией этой квартиры. Потому что то, что я с ним делаю, то мне и возвращается. И плюс к этому, я еще должен помнить, что это пространство есть часть, которую невозможно отделить от другого пространства, от единого пространства. Оно одно, оно даже не единое. Пространство - это очень интересная штука. В отличие от мироздания, которое единое, пространство одно. Поэтому, в какой бы комнате я не поставил приемник, присоединив к нему антенну, я присоединяюсь к общему пространству. И в этом пространстве сейчас множество программы телевидения, приблизительно 80-90 радиостанций, и мы во всем этом сидим. А ведь 200 лет тому назад ничего, кроме космических электромагнитных колебаний, в этом пространстве не было. Не было ни радио, ни телевидения. Сел я медитировать по рецепту, созданному в Гималаях 1000 лет тому назад. Здесь сел, или в Гималаях - никакой разницы, пространство-то одно. И вместо звездных посланий начал принимать радиостанцию, думая, что это звездное послание! Пришел я в свою квартиру и сел на аномалию. Думаю: что-то я себя сегодня плохо чувствую, наверное, порчу на меня Дуся навела. Что ж ты сел-то на аномалию? Да потому что я нигде, я в квартире. Спросите у человека - что такое квартира? Он вам расскажет все, что угодно, кроме того, что это часть пространства. Вспомните, как в карате начинается тренировка. Все кругом ручками убирается, вычищается. Сделали, привели в порядок пространство, привели в порядок себя, вошли и начали. Большинство всяких феноменов - это правильное взаимодействие с пространством. Просто человека обучают тому простому факту, что он - находится в пространстве. И все остальное тоже в пространстве находится. Мы с Вами не отличим Бургундское 1986 года от Бургундского 1975 года. Ну никак, нечем просто. Мы даже водку одну от другой с трудом отличаем. Нет у нас такого дифференцированного восприятия. Но когда мы начинаем заниматься какой-нибудь методикой саморегуляции, мы повышаем сенсорную чувствительность, особенно в области слабых взаимодействий, про которые мы, как правило, говорим, "почудилось". И тем самым сами себя ставим в невыгодное положение по отношению к пространству. Почему? Потому что мы раньше были как бы в доспехах и никакого пространства, вместе со всеми его влияниями, как бы не ощущали. Но вот в результате занятий чувствительность возросла, и вдруг оказалось, что если раньше от того, что я забыл выкинуть окурки вечером или объедки на столе оставил, ничего, вроде, не происходило, а сейчас "виталики" прилетают, "олли" приходят, всякая мистика происходит. Раньше цветочек, который я когда-то поставил, гнил у меня в воде и вода уже гнила, а мне все было лень выбросить, ничего не происходило, то сейчас от этого зубы болеть начинают. Нужно очень хорошо усвоить простую вещь. Мы все находимся в пространстве, и все остальное тоже находится в пространстве. И отношения с пространством такая же часть личной гигиены, как отношения с чистым или не чистым телом. А теперь скажите: кто из вас, дожив до того возраста, до которого дожили, вообще этим занимался? Делал что-нибудь по поводу пространства? Целина! Это же море удовольствия! Только не мистифицируйте себя, и вы откроете действительно источник бесконечного знания, силы, здоровья, счастья, чего хотите. Ибо в пространство все помещено, все, что вы можете себе помыслить, и даже то, что вы помыслить себе не можете. Григорий Романович сформулировал замечательную задачу. Он говорит: "На тренированном ментале можно мгновенно узнать все, о чем можешь спросить, а как узнать то, о чем спросить не можешь?" Мы нашли ответ - переживанием. Потому что переживание ухватит неизвестное, и, в первую очередь, спровоцирует работу сознания с подсознанием и сверхсознанием, это породит вопрос, и в результате вы получите ответ на то, что вы уже знали на уровне переживания. При усмотрении истины слова не нужны, слова нужны для передачи ее другому. Вопрос: Игорь Николаевич, вот в свете того, что тут было сказано, ритмы и уровни - что это такое в пространстве. И. Н.: Во тьме того, что сейчас было сказано, светит одна единственная вещь: не все предназначено для понимания. Действительно, ну откуда я знаю, что такое пространство, уровни и ритмы. Понятия не имею. И, кстати, об этом не говорил. Заметьте. Я везде говорю о том, что уровни - это доминирование той или иной формы активности, а ритмы - это доминирование того или иного способа восприятия. В пространстве все есть. Это же способ описания, это методологический материал, не попытка определить, как оно на самом деле, чему соответствует эта штуковина в так называемой реальности... Вы знаете, меня это как-то никогда не волновало. Работает? Работает. Я думаю, что реальность многомерна. И привязанность к единственной интерпретации реальности или, говоря словами Кастанеды, к единственному способу описания мира - это страх. Это страх защитный. Страх был необходимым условием для того, чтобы человек выделил себя из мира. Это один из заборчиков, чтобы он смог сохранить самотождественность, сохранить самотождественность при нестабильной картине мира очень трудно. Гораздо проще создать одну картину на все времена и в ней, так сказать, передвигать фигурки. Но чем больше у вас в запасе совершенно различных картин мира, т.е. способов описания мира, тем больше вы адекватны реальности. Вопрос: Быть внимательным к миру переживаний... Если можно, более конкретно. И. Н.: Мы так воспитаны, к сожалению, так обучены, что в любых формальных ситуациях, как правило, следим только за словами. И хотя я всегда говорю, что главное - это не правильно сказать, главное - чтоб тебя правильно поняли, этого еще мало. Переместив внимание с того, что ты говоришь, на то, как тебя понимают, нужно еще умудриться, хотя бы в общем виде, уловить, как переживается то, что понимается. Вот это самое трудное - разговаривая, не следить за словами. Даже такие профессиональные люди как актеры, для которых воспроизведение человеческого поведения - это профессия, за редким исключением, если они не получили хорошей профессиональной школы, тоже больше всего времени тратят на то, чтобы отвязаться от текста, перестать все внимание вкладывать в слова, а быть внимательным к партнеру, к тому, кто тебя слушает; и не просто быть внимательным, но еще и стараться уловить, как он тебя понимает. Мы с вами говорили, что работа с людьми сложна прежде всего тем, что если вы не сами этих людей отобрали, по принципу, что человек всю жизнь живет среди людей, которых сам себе выбрал в друзья, то есть в окружении самого себя практически, то тогда вы часто наталкиваетесь на совершенно незнакомые вам социально-психологические миры, и нужно тратить определенное усилие для того, чтобы проникнуть в этот мир и оттуда услышать то, что ты говоришь, и как это там понимается. В этом, собственно говоря, самое начало настоящей, профессиональной работы с другим человеком, уметь так разместить свое внимание, чтобы слышать не себя, говорящего, а воспринимать его, понимающего. Это еще не мир переживаний, это еще мир мыслей, но это уже достаточно трудно. Для того, чтобы это успешно делать, нужно стать профессионалом в изучении различных внутренних миров. Конечно, их бесконечное множество, но все-таки существуют определенные структуры, которые повторяются. И если вы себя постоянно направляете в эту сторону, то постепенно начинаете ориентироваться хотя бы в основных структурах. Поэтому в первом периоде работы с людьми очень важно научиться извлекать обратную связь. Обратную связь о том, как тебя поняли. Для этого нужно регулярно устраивать такие занятия, на которых можно создать людям условия, чтобы они могли выговориться без дискуссии на какую-то нужную для инструктора тему. Просто, по очереди все высказываются. Без ссылок на предыдущего оратора. При проведении занятий такого типа нужно внимательно следить за тем чтобы оно не превратилось в позиционную борьбу, а все высказывания считались равноправными, необходимо отказаться от принципа достижения согласованного единого мнения, отказаться вообще от принципа единственной интерпретации. Почему? Потому что та единственная интерпретация, которую так любят педагоги достигать в классе, как правило, никакого отношения к внутреннему миру людей не имеет. В итоге это получается согласованная конвенция. Все формально с ней соглашаются, но реально, т.е. в психологическом мире большинства людей, ничего не происходит. Разве что кто-то оказывается автором именно наиболее близкой к окончательной интерпретации, у него повышается внутренняя самооценка: "Ну я же говорил, я был прав, все к этому пришли." Это очень трудоемкий стиль работы с группой, но он очень эффективен, потому что вы постепенно можете начать воспринимать, знать и учитывать, что же происходит в психологической реальности каждого. Бывают схожие миры, где психологическая реальность структурирована определенным образом. Помните, не надо ставить перед собой цель согласованной интерпретации. Почему? Вот посмотрите, когда мы занимаемся с группой психоэнергетикой, то, как показали наши исследования, внутригрупповая согласованность оценок звучания на 20-30% выше, чем соответствие эталону, если грубо сказать, группа в целом показывает результаты по отношению к стимульному материалу на 20- 30% ниже, чем внутригрупповая согласованность. Расхождения в группе постепенно уменьшаются. Это и есть та опасность, о которой мы говорили - группа нивелируют постепенно своих членов. Такое доминирование адаптационных механизмов приводит к тому, что постепенно все начинают более или менее одинаково думать без всяких усилий с вашей стороны. Все начинают звучание картинки слышать более или менее одинаково. Группа в целом может ошибаться, вы понимаете, но, скажем, 80% членов группы будут говорить, что это 1В, хотя там, скажем, ЗС. Этот эффект диффузного группового взаимовлияния, групповой суггестии снижает качество работы. Но он удобен, и практически большинство людей, работающих с людьми в группах, сами не зная того, к сожалению, постоянно стремятся еще больше усилить этот механизм, потому что тогда группа перестает быть множеством, а предстает перед вами как одно целое. Есть, конечно, какие-то дебоширы, нарушители, они немножко раздражают. Совсем плохие педагоги удаляют, отсекают сразу этих людей и тогда вообще приводят все к одному лицу. Потом группа становится абсолютно похожа на своего инструктора и весь диалог на этом кончается. Получается такое многоголовое существо, абсолютно одинаковое в данной области. Конечно, в жизни они разные, но в этой ситуации все становятся одинаковыми. И начинается такое самобормотание. Все бормочут одно и то же и всем хорошо, процесс обучения сводится к процессу групповой согласованности и никакого обучения как такового, как элемента развития не происходит. Происходит просто доминирование внутригрупповой адаптации, лидер тоже адаптируется и в результате получается нечто одно, в отличие от единого, которое всегда состоит из достаточно большого количества разнообразных элементов. А одно, оно и есть одно. Армейский идеал - рота как один человек, полк как один человек. Как же можно, кроме ситуации независимых высказываний, в которых лидер тоже должен держать себя в совершенно нейтральной позиции и объявить заранее, что все эти высказывания имеют право быть..? Для этого нужно просто помнить сам принцип многомерной реальности: можно посмотреть на одну и ту же вещь с разных сторон. Есть замечательный пример в учебниках: прекрасная телятина и кусок дохлой коровы - это один и тот же объект по-разному интерпретированный. Единственный известный мне эффективный способ противодействия этому групповому нивелированию - это создание постоянной возможности переживания, т.е. ухватывание того объема, который вы хотите передать, не только через понимание, но и через переживание. Потому что переживание групповым не может быть по определению. Когда в быту говорят: "вот мы все, как один, пережили восторг", - это иллюзия, потому что проявления могут быть только приблизительно одинаковыми. На самом деле, переживание, будучи моментом субъективной истины, всегда неповторимо. И внимание к миру переживаний, внимание к тому, как происходит переживание той или иной темы, того или иного объема в группе, дает возможность довольно долго, хотя не более 3-х месяцев, т.е. не более того периода, который длится на энтузиазме, сделать в группе что-то реальное. Вы все знаете, что энтузиазм длится ровно три месяца. Если вы хотите что-то сделать быстро, с группой, то имейте ввиду, что у вас на это отпущено три месяца, потому что через три месяца энтузиазм кончается и начинается совсем другая групповая жизнь. А три месяца - это период энтузиазма, период неофитства. В это время группой очень легко управлять, потому что она вся в порыве открытия. Что такое быть внимательным к миру переживаний? Словами, конечно, рассказать очень трудно. Переживание для понимания не предназначено. Понимание и переживание могут взаимодействовать по принципу взаимного дополнения. Можно привести такой косвенный пример. Воспользуюсь одной обучающей притчей. Пришел человек с женой к шейху и говорит: "Моя жена толстая, никак не может забеременеть, сколько по врачам ни водил, какие диеты ей ни прописывали, не худеет и не беременеет." Тот говорит: "А чего ее лечить? Чего ты зря ее водишь? Она помрет через три месяца." Ну, что ж, авторитетный человек авторитетным голосом сказал. Жена не ест, не пьет, естественно, переживает. Похудела, через три месяца забеременела. Прибегает муж к этому шейху: "Ты меня обманул; она не умерла; она же наоборот - забеременела!" Он отвечает: "Я сделал то, о чем ты меня просил." - И я помню, у нас в группе в Вильнюсе были жаркие дискуссии: имел ли право этот человек солгать так жестоко, несмотря на то, что результат оказался правильный; этично это или не этично, морально или... Понимаете, он человек знания. Он знает предмет своей деятельности. Он знает, что есть человек, как он устроен, и знает, что когда понимание не работает, а оно явно не работало, потому что по врачам ее сколько ни водили, сколько ей ни объясняли, она не включалась, - есть только один путь - путь переживаний. Нужно четко включить соответствующее переживание. И тогда можно достичь иногда фантастических эффектов. Но вся сложность состоит в том, что ответственность здесь сугубо персональная, поэтому, естественно, эта система не очень распространена. Мы все-таки подсознательно веруем в то, что все можно понять. Я даже не знаю, как назвать это верование. Назвать это мракобесием вроде нельзя: какое же мракобесие, если верим в понимание... Это невежество. Натуральное невежество, т.е. незнание природы человека, его устройства, его конструкции. И это невежество, укрепляемое системой образования и воспитания, превращается в совер- шенно подсознательную фантастическую веру в силу понимания. Мало того, что большинство из нас просто ограничены в своем понимании - мы ж не все философы, т.е. люди, профессионально занимающиеся пониманием, мало того, что сознание само по себе отграниченное, еще и наше образование никаких оснований для взгляда на себя как на энциклопедиста, титана эпохи Возрождения, не дает. Есть вещи, вообще не предназначенные для понимания. Изначально, по сути, по природе своей не предназначены. Это не значит, что я сторонник иррационализма. Как раз наоборот. Иррациональная вера в рациональное, она ничем не лучше иррациональной веры в мистическое. Я всегда говорю, что я принадлежу к сторонникам такого положения, о котором говорил Рамакришна: "Если человек говорит, что верует в Бога и никогда его не видел - это хуже, чем честный атеизм" (Не видел в смысле не пережил или действительно не прошел какое-то мистическое общение). Он просто повторяет чужие слова. Можеn, очень правильно, убежденно и искренне. Отличить человека, имеющего опыт реального переживания духовного, от человека, который только знает об этом - не составляет никакого труда. Почему? Потому что переживание есть то самое трансформирующее начало в человеке, которое всегда оставляет след. В отличие от понимания, которое может не оставить никакого следа. Мы все сдавали много экзаменов в разных учебных заведениях, но как-то следа особого на нас это не оставило. Больше, пожалуй, оставило то, что мы прочитали случайно, или какую-то запретную книжку, или просто в руки попалась. А то, что по программе, оно входит, доносится до экзамена, выплескивается и забывается В этом смысле нужно постоянно изобретать такие способы взаимодействия, в которых понятийная структура, которую вы хотите передать, обязательно бы переживалась. И когда это пережито, вы уже с человеком ничего не сможете сделать - для него это субъективная реальность. Если же это не пережито, то следующий инструктор совершенно спокойно отменит предыдущего и так далее. В общем, в этом преимущество игры дискретными логическими структурами. Согласно нашим методическим разработкам, всегда существует занятие, на котором люди записывают инструкцию самовнушения. Мы пришли к этому, поскольку накопилось огромное количество случаев, подтверждающих, что чтения или восприятия на слух недостаточно. Человек внимательно слушает, мы уже две недели занимаемся, - 15 занятий, и на каждом под мою личную диктовку он делает "цветок". Потом едем после занятия в метро рядом, и он говорит: "Игорь Николаевич, мне так неудобно, но я хочу спросить. У меня всегда после того, как я сделаю цветок - болит голова". Я говорю: "Расскажи мне, как ты делаешь". Он говорит: "Ну, сначала набираю в первый центр, - и показывает на третий, - потом во второй, потом в третий", - и показывает на первый. Я минимум пять раз на доске рисовал схему! Всегда найдется 1-2 человека, которые почему-то поняли наоборот. Знаете, есть люди, которые говорят: первый ящик - это нижний, а есть люди, которые говорят, что первый ящик - это верхний. Это еще и типология. Вот поэтому необходимо обязательно одно очень занудное занятие, на котором диктуются слово в слово все базовые упражнения, чтобы люди записали. У нас есть классический пример, когда женщина решила, что поскольку она до этого занималась йогой, то она может проделать эксперимент с "цветком". Принципиальный эксперимент. Она была убеждена, что мне космос диктовал текст "цветка", а я неправильно услышал. Была такая мистическая версия. Она стала делать по-другому. Кончилось тем, что у нее появился небесный жених, и вообще хорошо сложилась оккультная жизнь. Мы ее вовремя направили куда надо, ей выдали справку, что она не больная, а наоборот, феномен. Мы с вами должны помнить, что методика - это фрагмент большой системы. И как всякая часть, по законам целого имеет в себе отпечаток целого. Это очень серьезное дело, а не игрушка, это инструмент. Если человеку дать острую бритву, а он понятия не имеет, что такое бритва, и не имеет точных инструкций, то он может порезаться и другого порезать. Если взрослый человек дал ребенку поиграть с автоматом, заряженным боевыми патронами, и ребенок кого-то при этом нечаянно убил, то отвечает взрослый. А пояснения - это еще не инструкция. Кроме того, нужно периодически делать "цветок" в классической форме. Я уже, слава Богу, сколько лет занимаюсь, и все равно каждый год делаю тридцатку в классической, канонической форме, для того чтобы просто проверить настройку инструмента, поддержать конструкцию, подпитать. Это просто необходимо, это нормальное обращение со своим инструментом. <<< вернуться оглавление дальше >>> Переходы: |
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |