Игорь Калинаускас. Преображение. Пространство Традиции
Полет над бездной
Человек принципиально двустороннее существо, он как бы граница между субъективной и объективной реальностями. В нем есть субъект и в нем есть персона. Если для субъекта Я - безусловно, точка координатора, то для персоны такой точкой является "жизнь". У персоны проблемы Я вызывают драматическое, а подчас и трагическое напряжение, поскольку жизнь есть плод коллективного творчества и коллективного выполнения заповедей. Хозяином жизни является Мы, а не Я. Конфликт между ощущением субъективной свободы действий субъекта и субъективно переживаемым как несвобода ограничением действий у персоны и создает вечную проблему между желанием и долгом, между совестью и требованиями Мы. В общем, вся мировая литература: читайте, изучайте, познавайте.
Дальше мы видим, что никакое совершенствование себя и развитие на уровне субъективном, если оно не объективизируется изменением жизни, ни к чему не приводит, кроме желания уйти из этой жизни. Как выход из этой ситуации рождается идея "внутренней эмиграции". Эмигрировать в себя-субъекта, а свою жизнь всучить либо друзьям, либо родственникам, либо государству, либо общественной организации типа монастырского совета, и пусть они ею занимаются. А я буду платить за это выполнением минимального количества обязанностей, тем более это не потому, что я хочу, а потому, что надо. Это просто деньги. Пакт. А жить не буду. Как персона не хочу жить, и все.
Некоторые, вырвав из контекста высказывания И. Н. Калинаускаса, именно это и называют "жить от хочу". Жить "от хочу" невозможно. Потому что тот же самый И. Н. Калинаускас целую книгу так и назвал - "Жить надо". Причем тут "хочу - не хочу". Надо. Хочешь быть - надо жить. Никуда не денешься. Понятно, что так называемый, стиль индивидуальности - это набор штампов, стиль личности - это набор штампов. Отсюда банальность не только жизни, но и человека, то есть персоны, той части его, которая живет этой жизнью.
Отсюда понятие священного безумия во всех эзотерических текстах. Если ты не живешь как безумец - ты банален как персона. При этом ты можешь быть совершенно выдающимся субъектом.
Должен вам сказать, что в этом смысле меня в свое время совершенно потрясло знакомство с историей жизни Канта и Гегеля. Два величайших философа. Оба были такие зануды в жизни! Один был просто как лавочник. Лично вел книгу расходов, куда записывал все до копеечки. Другой был как часы. По нему сверяли время. Кант идет туда - 9, Кант идет оттуда - 2. При этом - умище! Ну ладно, Кант. Но Гегель - это же полет абстракции сумасшедший. Если бы не он - мы бы вообще не пользовались такими понятиями, как целое, тотальность. Но когда я познакомился с персоной Гегеля - вы знаете, я вряд ли бы дружил с ним на этом уровне, восхищался бы, но издалека.
Обращаю ваше внимание: когда я говорю "банальная" жизнь - это не ругательство. Небанальная жизнь - это жизнь, как известно, творческая, когда человек не только потребляет жизнь в готовом виде, но и вносит что-то свое, им самим сотворенное, до него не бывшее. Вот и все.
При этом можно быть банальной персоной и абсолютно небанальным субъектом. А может быть внешне не банальная персона, то есть человек волею судеб вовлечен в какие-то приключенческие ситуации, но при этом абсолютно банальный субъект.
Итак, если вы меняете свою жизнь, вы меняетесь как действующее лицо, как персона. Если вы меняете только свои взаимоотношения с самим собою, вы меняетесь как субъект. Но если вы хотите меняться в целом, то нужно менять объем реальности, в которой вы пребываете, бытийствуете. А наиболее эффективный путь - это, конечно, путь резонанса субъективного с объективным. Но нужно помнить, что если субъект слаб, то есть не обладает стабильным самосознанием, то резонанс с реальностью приведет к тому, что субъект будет очень похож на то, что его окружает. Чем ближе то, что его окружает, тем больше он на это похож. Резонанс - вещь такая. Поэтому субъект предпочитает резонировать с миром фантастики, сказочным. Это его обогащает.
Понимаете, какое дело. Квадрат аспектов - это рациональная проекция древнего "мистического квадрата", тот самый квадрат, который не имеет углов. Я думаю, что академия удостоила меня чести, наградив почетным знаком, именно за то, что я нашел рациональное воплощение мистическому объекту. Наступил момент - и "квадрат аспектов" сошел вдруг со страниц книги и вошел в меня и сейчас является очень важной частью моего внутреннего и внешнего бытия. Он для меня, наконец, ожил. Но он ожил потому, что есть. Иначе нечему было бы оживать.
<<< Вернуться Содержание Продолжить >>>