Игорь Калинаускас. Преображение. Пространство Традиции
"Глубокоуважаемый шкаф" (почти по Чехову)
Здесь водораздел между библиотекарями, книжными духовными людьми и хулиганами вроде Бодхитхармы (основатель дзен-буддизма). Потому что человек, который реально, в соответствии со своей верой, начинает избавляться от таковости, не может даже надеяться услышать что-нибудь хорошее от друзей, мамы, папы. А вы говорите, эзотерика, тайное знание, тайна. Мама, папа, жена, ребенок, муж, друзья - вот вам КГБ, ЦРУ, ФБР. Мы говорим: "манипуляторы". Это близкие нами манипулируют.
Вот еще есть идейка: нами манипулируют глобальные маги. Это вам не хухры-мухры. Лично мною. Ух, как они мной манипулируют! Глобальным магам, если они действительно есть, на каждого из нас глубоко начхать. Где-то здесь скрыт смысл старинного высказывания: "Избави, Бог, меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь", - и самого эзотерического высказывания Иисуса: "Возлюби врага своего" (Евангелие от Матфея, 5: 44). Потому что наши так называемые враги нами не манипулируют, они с нами борются.
Однако если мы действительно, на самом деле, хотим вылезти из шкафчика под названием "Я такой", то для этого есть замечательное, великолепное средство: стать актером. Но это осложняет социальную реализацию. "Что с него возьмешь - артист". У наших любимых "глобальных магов" сразу появляется одна претензия: а ты неискренний, а ты играешь.
Я помню старшину в армии, он подходил ко мне, поправлял что-нибудь в одежде и говорил отеческим тоном: "Хороший ты человек, Игорь, но..." И я, искренне глядя ему в глаза, отвечал: "Так точно, молодой, исправлюсь". Он меня очень любил. За что? За то, что честно признавался.
Так что стать актером - это единственный социально приемлемый способ избавится от таковости. Потому что актер по социальному статусу может быть разным, ему многое позволено. Даже для человека, которого в шутку или с укоризной называют актером, социальные рамки расширяются. Поэтому всякий актерский тренинг - это ваш шанс побыть никаким, попробовать стать никаким. Потом можно попробовать перенести этот навык в жизнь, и люди постепенно привыкнут. А он какой? А никакой!
Самое интересное из моих сорокалетних наблюдений то, что люди, которые играют, то есть, на языке здравого смысла, как бы притворяются, гораздо живее, искреннее, чем те люди, которые ходят по жизни с выражением полного серьеза и важности на лице. Хотели ли вы стать никаким? А если усложнить вашу задачу? А если попробовать так, чтобы ни разу не повториться? Каждый раз на сцену должен выходить другой человек.
Это и есть яркая разделительная черта между людьми, которые сделали шаг по Пути, и людьми, которые этот шаг не сделали, а так и остались сидеть около границы. Девяносто девять и четыре десятых своего воплощения он провел у границы. Остальные шесть десятых он шел назад в могилу. Выбирайте.
Свести всю духовность только к внутренним делам - это не плохо, это замечательно, по сравнению с теми, кто там толпиться у входа, но это означает принципиальную разницу между реальными и идеальными последователями Традиции. (Эта ситуация ассоциируется у меня со спорами между меньшевиками и большевиками о том, кого можно считать членом партии. Меньшевики считали, что достаточно сочувствия и взносов, а большевики - что человек должен еще и что-то делать для партии. К счастью, духовная традиция - не партия. Между реальными и идеальными последователями традиции нет пропасти).
Таковость - это наше социальное устройство, матка. Мы чувствуем себя в ней, как чувствует себя плод в матке здоровой матери. Покинуть таковость - это и есть второе рождение. Когда понимаешь, что второе рождение - это остаться без таковости, и видишь возмущенное, рассерженное, презрительное, недовольное выражение лиц самых тебе близких людей, начинаешь думать: а оно мне было надо?
Мы говорим: второе рождение - это рождение из таковости. А что происходит при этом с личностью, она ведь не перестает быть? Дело в том, что из таковости можно освободиться двумя способами.
Один способ - это принять решение сознательно делать усилия, разрушающие таковость. Это путь актерский.
Второй способ - перенести Я внутрь, и таковость исчезает, поскольку ты на себя извне уже не смотришь. Тебе не важно, как ты там снаружи выглядишь, пусть даже для всех по-разному. Ты же теперь изнутри смотришь. Если бы каждый из вас мог нарисовать мой портрет, это были бы совершенно разные портреты. При общих чертах лица. А если я кое-что сделаю внутри, то и черты будут разные. Я же режиссер этого фильма.
Я всегда говорил, говорю и буду говорить, пока говорю: "И на этом стуле хорошо, и на том стуле хорошо. Плохо между". К сожалению, у нас есть механизм, который на любое разделение реагирует оценочно: если что-то от чего-то отделяют, то обязательно, одно должно быть "хорошо", а другое - "плохо". Я еще раз говорю: устроить себе духовный ашрам внутри собственного шкафчика под названием "таковость" - это хорошо. Это удается далеко не всем, ведь там внутри шкафчика червячок такой живет, называется "сомнение". Хотя Иисус и говорил: "Самый страшный грех - это сомнение", - все больше верят Карлу Марксу, который сказал: "Подвергай все сомнению".
Еще раз повторяю: можно создать себе в этом шкафчике таковости духовный ашрам, можно перестукиваться из него с обитателями других шкафчиков. У каждого свой шкафчик, каждый в нем хозяин, правда, ключика ни у кого нет. У кого ключик - неизвестно.
Также хорошо сломать, наконец, этот шкафчик и оказаться вне его. Конечно, поначалу все выглядят неуверенно, глаза все время щурятся, совершенно стерильный, от каждого второго микроба чихает, в шкафчике все-таки микробов меньше. При личной встрече с Богом начинает заикаться и бормотать что-то невнятное. Хотя до этого из шкафчика разговаривал с ним на равных. А при личной встрече сробел. А если тут еще подойдут и другие, из разных религий, народов, а я только что из шкафчика? А там, в шкафчике, я со всеми запросто.
Но свобода, она уже соблазнила, потому что уже свободен от своего шкафчика, и когда спрашивают: "Кто ты?" Возникает заминка. Кто же я такой? Я? Это - Я? Тогда возникает следующий коварный вопрос: "А что есть Я"? А вы так робко в ответ - Я и есть Я.
- А все остальное? А все остальное - не Я.
- А какое это все к тебе имеет отношение?
- А вот это или это, пока оно мое. Я этому хозяин. А все остальное - это реальность. Я ей не хозяин. Но мы с ней, с реальностью, как хозяин с хозяином, все время в личном контакте.
Если вы из двух "хорошо" выбрали хорошо без шкафчика, то вам совершенно необходима актерская практика.
<<< Вернуться Содержание Продолжить >>>