Игорь Калинаускас. Преображение. Пространство Традиции
Беспощадный романтизм
В чем состоит великий и беспощадный романтизм? Первое, самое главное - во внутренней убежденности в потенциальной безграничности единичного человека.
Этот романтизм зафиксирован в знаменитом религиозном высказывании: человек создан по образу и подобию божьему. Или по-другому: каждый человек есть ("есть" - хитрое словечко) проводник бесконечного океана знания и силы, лежащего позади него. Это абсолютно романтическое утверждение, абсолютно недоказуемое на уровне интеллекта.
Истинность или неистинность такой позиции по отношению к человеку - это дело веры, то есть субъективно пережитой истины. Это сфера той части человека, которую мы называем душой, чувствилищем. В старину называли … Красивое слово было в старом русском языке - чувствилище. Беспощадный романтизм - это эмоционально-чувственная убежденность в истинности этого утверждения. Слова в данном случае - только пароль входа. Некое переживание, в котором потенциальное величие человека явлено как абсолютная истина.
В чем же это величие? Среди словесных подсказок мы имеем только одно: каждый человек в своей субъективности есть маленькая вселенная, микрокосм, который соразмерен, подобен Вселенной, макрокосмосу. Тоже абсолютно романтическое утверждение, потому что оно становится истиной только на уровне индивидуального переживания. Но поскольку индивидуальное, субъективное переживание этих ипостасей человека, что ни говори, доступно не всем, то появляется так называемый "сю-сю"-реализм.
Предположим, у человека не было субъективного переживания, что величие человека - это истина. Но ему нравится эта мысль, потому что она психологически компенсирует, создает некую мотивацию. Так создается псевдодуховность. "Псевдо" не означает, что она "ай-яй-яй, бяка" и ее нужно разоблачать, уничтожать. Нет. "Псевдо" - потому что она основана на здравомыслии, а не на переживании истины. Вот и все. Такой "сю-сю"-реализм. Именно он породил в псевдодуховности идеи умаления - умиления: "небоскребы-небоскребы, а я махонький такой", трансформировал заповедь Христа о том, что все мы дети Божьи, в "рабов божьих", "слуг божьих".
Именно "сю-сю"-реализм породил церковную иерархию, как и иерархию мистическую. Для удобства реализации этой "сю-сю"-реалистической идеи строятся специальные социумы и, как ни странно, все они ведут свое происхождение от богемы. Понимая термин "богема" как микросоциум художников. То есть все это есть порождение искусства. Отсюда слово "искусственное", которое происходит от слова "искусное". Что, в свою очередь, происходит в русском языке от однокоренного слова "искус". То есть процесс искусывания, так сказать, извлечение куса из целого и выдача его за целое…
Так создаются маргинальные окраины великого среднего. Как говорится, "маленькая собачка до старости щенок". Чем меньше микросоциум, тем больше в нем гордыни, самости, чувства собственной исключительности.
Именно таким нехитрым способом беспощадный романтизм превращается в "сю-сю"-реализм. То есть порыв веры в приятное психологическое состояние от здравомыслия. Социуму очень нужна его романтически настроенная часть, и, в тоже время, романтические идеи он всегда старается перевести в приятно здравые состояния, доступные для масс.
Мужество одержимых - пугает, "Сю-сю" реализм - утешает.
Но без этого мужества одержимых романтиков социум не может существовать, он разрушается. Потому-то в истории человечества, человеческих сообществ мы легко обнаружим: как только исчезала романтическая часть социума - этот социум разрушался, переставал существовать. Недавно мы с вами присутствовали при таком случае. Умерла романтическая идея государства всеобщего равенства и братства, и рухнула одна из величайших империй.
Романтизм и реализм в любых самых неожиданных своих ипостасях - необходимая часть жизни, как устройства для совместного проживания людей. И это закон.
С одной стороны, пафос вопиющих о торжестве рационализма, в его абсолютном превосходстве над романтизмом, торжество реализма, так сказать. И пафос торжества романтизма над реализмом. И то, и другое просто разбалансировка, потому что и то, и другое - это две взаимодополняющие, необходимые для жизни вещи. Персона не может жить на одном рационализме, потому что теряет мотивационную силу, и на одном романтизме, потому что теряет адекватность, то есть искусность.
Если подняться на самый верх этого жанра, то мы можем процитировать Флоренского, его знаменитую работу "О двух правдах, о двух истинах" - правде бытия и правде смысла, которые всегда существуют совместно: "Расщеплением этих двух правд уничтожается истина как таковая".
<<< Вернуться Содержание Продолжить >>>