Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | Александр Гиршон. Кинесфера: пространство движения I. Введение. Откуда и зачем эта статья. Много раз, наблюдая за танцующими людьми, я задавал себе вопросы: Из этого вопрошания и появилась настоящая статья. В ней я исследую некоторые аспекты взаимоотношений между значениями (смыслами) и зонами пространства в контексте танца и движения. Ключевым понятием в этом исследовании для меня стало понятие "кинесфера" - доступное пространство движения, когда движущийся не сходит с места. И мне хочется поблагодарить участников танцевальный сессий, чей энтузиазм и желание танцевать позволили оформить идеи и техники, рассматриваемые в данной статье. II. К понятию "кинесферы". Понятие кинесфера используется при обучении танцтерапевтов и танцоров некоторых направлений танца модерн и пост-модерн (7). Кинесфера - это пространство вокруг тела, в котором тело может двигаться. Граница кинесферы определяется максимальной амплитудой движения. Если мы начнем наблюдать за повседневными движениями людей и "обычными" танцами, то заметим, что в основном движение распространяется в определенных областях (зонах) кинесферы, а другие области игнорируются. Известно, что для танцевально-двигательной терапии жизнь тела, движение является метафорой, или даже комплексом метафор, метафорическим полем человеческого существования (1,2,4). Мне представляется, что в работе ТДТ задействованы два механизма:
Оба этих механизма образуют терапевтический потенциал ТДТ. Ключевые метафоры ТДТ - пространство, время и т.д.(1,2) - имеют физиологическое и онтогенетическое основание. Существуют многочисленные исследования метафорической природы языка и мышления (3). Один из современных исследователей и философов Роберт Шварц считает метафору "пространства" основой мышления как такового (6). Еще в исследованиях Ж. Пиаже по детской психологии показывалось, что развитие мышления ребенка происходит путем интернализации схем действия. Эти схемы действия являются последовательностями движений и осуществляются в пространстве. Так, ребенок, протягивая руку к игрушке, учится соизмерять, соотносить расстояние, направление и усилия. В дальнейшем все эти операции переходят на уровень навыков, образуя архитектуру и динамику мышления. На филогенетическом уровне мы имеем древние космологические схемы пространства (например, Небо-Человек-Земля в китайской традиции), вводящие порядок в осмысление человеком мира. Переориентация внимания и осознавания на этот уровень "производства смыслов" раскрывает новые возможности, образуя простор (пространство) для изменений образа себя и мира. Кинесфера в этом случае выступает как некая "мандала", воплощенная (во-плоти) метафора целостности, метафора, которую можно прожить всем телом. Отсюда, игнорирование определенных областей кинесферы указывает на смысловые и экзистенциальные пустоты, разрывы ткани самой жизни. III. Зоны кинесферы Практический опыт ТДТ и обучения движению показал эффективность следующей классификации зон кинесферы:
Я прекрасно осознаю, что это только одна из возможных схем классификации. Внутри нее невозможно рассмотреть некоторые аспекты и, допустим, эмоциональную и смысловую окраску характера движений, тем не менее, эта схема удобна для осознания, анализа и описания, и построения техник. Рассмотрим ее теперь более подробно: b) Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца - средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд, его можно назвать ярусом "ординарных движений", движения чаще всего идут от бедер и плеч и клишированы. Но простой эксперимент исследования возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений). При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обращать внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, "перетекания" между верхом и низом. Поэтому еще одна метафорическая система, помогающая исследованию и осознанию - это система первоэлементов, архетипических проекций стихий воды, огня, воздуха и земли. По ней этот ярус относится к стихиям воды и огня, женского и мужского и т.п. с) Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с "романтическими" клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму "жажды и страха полета" в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа "Я", прорывом, воплощением нереализованного, идеального "Я", мечты о свободе, полете и танце, идущие из детства. Или же расширением образа "Я", освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом "оторваться от земли"(в основном, у мужчин среднего возраста с устойчивым социальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ "Я". а) Нижний ярус традиционно относится к стихии "земли". Движения в этой области символически связаны с движением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это "нисхождение" часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, т.к. также связано с разрушением образа "Я". В целом, можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком. Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы. Так, на одной из сессий в клубе танцевальной импровизации (г. Ярославль) участница Д. на проговоре сказала, что для нее движение и взаимодействие в нижнем ярусе означают большую открытость и честность, недоступную в других зонах. Разделение на зоны вертикальной симметрии связано с оппозицией известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопределенного, или, в метафорах С. Всехсвятского - "ребенка/пространства". Анатомически передняя зона вертикальной симметрии более доступна для движений, а задняя зона - менее доступна; на уровне функциональности задняя зона также редко используется. В языке и культурах часто отражается значение запрета, закрытия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома "повернуться к чему-либо (кому-либо) спиной (или задом). Или борхесовское "Бытие земное/ -Все в будущем, лежащем за спиною"(перевод Б.Дубинина). Или кастанедовская "смерть за левым плечом". Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключается в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т.д.) (9). В моей практике опосредованный доступ к значениям этих областей кинесферы идет через различные вариации техник "зеркала" и "тени". IV. Появление смыслов, или сети стереотипов. Следующий вопрос, на который интересно ответить: благодаря чему работают эти схемы? Откуда берутся определенные предпочтения и приоритеты использования зон кинесферы? Можно выделить несколько явных уровней этих стереотипов:
В настоящей статье я почти не буду касаться влияния личной истории на паттерны движения, мы остановимся на более общем уровне. Метафорически, каждый из этих уровней стереотипов является негативом, обратным отражением СЕТИ, ячейки которой - определенные области означения, а узлы и линии, разделяющие ячейки, - это смысловые лакуны, неозначенные фрагменты реальности, пустоты, разрывы. Известно, что дискретность мышления, сознания, языка присуща человеческой цивилизации, но размерность этой дискретности меняется. В нашей классификации степень фрагментации в направлении от 1 к 3 - увеличивается. Если для уровня стереотипов культуры основное различение является ответом на вопрос: Что является (считается, принимается) движением, а что не является движением?, то для уровня социальных стереотипов различение идет через вопрос: Какие движения приемлемы для меня, как для представителя данного социума или социальной группы, а какие - неприемлемы? На уровне стереотипов референтных лиц вопрос уже звучит так: Что является образцом движения, а что не является таковым, и потому не принимается? Понятно, что эти выборы и это вопрошание происходят неосознанно, тем не менее, они происходят и задают топологию движения. Разрывы и пустоты вокруг этих островков смыслов также влияют на восприятие движения. Движения. не поддающиеся этим означениям, игнорируются, а иногда просто не воспринимаются. Обратные сети стереотипов, накладываясь друг на друга, формируют языки описания и восприятия и обеспечивают возможность индивидуальных и локальных социальных вариаций. Рассмотрим каждый из этих уровней стереотипов немного подробнее: 1. Культурные стереотипы. Восприятие движения, характер распространенных паттернов движения меняется от культуры к культуре. В них отражаются, согласно антропологическим и этнографическим исследованиям, характер движения, свойственный самым распространенным профессиональным занятиям, характер социального устройства, окружающего ландшафта и мн. др. В связи с этим интересно замечание одной американской танцовщицы о выступлении русских, танцующих рэп. Она сказала, что даже в этом негритянском стиле русские сохраняют широту и гордость движений, свойственную русским танцам. Если взять более широкий контекст восприятия пространства в различных культурах, то, согласно положению Д.Х.Джонсона (10) существует пространственная ориентация понимания "духовности", и если в европейской, христианской культуре - это вертикальная направленность, то в культурах, сохранивших связь с древнейшими традициями, это горизонтальная направленность, "духовность земли", что находит отражение в архитектуре храмов и храмовых мест (сравните, например, готический собор и "свет-лоджи" американских индейцев). На уровне восприятия тела и движения эта вертикальная направленность также очевидна - балет, положение рольфинга о выстраивании правильно ориентированного позвоночника и т.д. И существуют движения, которые не воспринимаются как танец глазами носителя нашей культуры. Например, некоторые знаки и движения пальцев и рук в индийских храмовых танцах. Они просто не попадают в традиционную зону означения, остаются во тьме неозначенного. Ситуация изменяется только после некоторой (чаще всего индивидуальной) работы по переструктурированию, перерождению смыслов. 2. Уровень социальных стереотипов. В первую очередь, это стереотипы, расхожие мнения относительно роли танца и движения. Я уже писал, что в нашем обществе существуют две крайние точки в понимании танца: танец - развлечение, отдых, и танец - профессиональное искусство. Между двумя этими точками существует разрыв, восприятие танца дискретно и локально.(4) Чтобы преодолеть этот разрыв, существуют разные способы. Очень показательна в этом смысле одна невыдуманная фраза:"Я, конечно, иногда выпиваю. Ведь, как выпьешь, и расслабиться можно, и потанцевать". Что касается паттернов повседневных движений, то существуют определенные наборы стереотипов для разных социальных страт, в зависимости от возраста, места жительства (город/сельская местность), национальности, рода занятий и т.д. Эти паттерны образуют границы и окраску индивидуальных стереотипов. Для примера приведем анализ изменения движений (походки) в зависимости от возраста (социально-физиологический стереотип). Анализ взят из тренинга актера Ежи Гротовского: Тип походки в зависимости от возраста меняется, перемещается центр движения. В детстве центр движения в ногах, ребенок учится ходить и во время этого обучения больше концентрируется на ногах. В подростковом возрасте центр движения смещается к плечам, у людей зрелого возраста центр движения - в голове, а в старости он опять перемещается к ногам. Еще можно сказать, что для ребенка мир движется слишком медленно по сравнению с ним самим, а для старика мир вокруг него движется слишком быстро.(5) 3. Стереотипы референтных лиц. Заимствование моделей поведения у референтных лиц (родителей, значимых взрослых, "кумиров" и т.д.) включает в себя заимствование паттернов движения. Я помню, как с удивлением обнаружил, наблюдая за своей походкой, что размашистые движения правой рукой в точности повторяют особенности походки моего отца. "Стадия зеркала" в развитии ребенка включает в себя подражание движениям (походке, функциональным действиям) и танцу взрослых. Это заимствование происходит неосознанно и иногда на очень тонком уровне. Одно наблюдение привело меня к предположению, что некоторые особенности мимики и движения передаются так же, как и другие наследственные признаки. Когда моей дочери была всего 1 неделя от роду, мы заметили, что она часто поджимает нижнюю губу: выражение лица, характерное тогда для меня. Кроме неосознанного заимствования в детстве, некоторые модели поведения и движения заимствуются в подростковом возрасте у референтных лиц или групп - "героев" масс-медиа (певцов, актеров, гангстеров, блатных и суперменов и т.п.). Начинаясь как игра и механизм обучения и выживания, сеть стереотипов в дальнейшем становится действительно сетью - опутывающей и связывающей, ограничивающей. Поскольку наше восприятие движения активно и включает в себя моторный компонент (тонкие, неосознаваемые движения), все эти предпочтения и переживания накапливаются, образуя "предвзятые ожидания" (preconceived expectation), фильтры восприятия и действия.(6) К счастью, границы между зонами пустоты и смыслов легко проницаемы, и пустота всегда чревата смыслами. Если мы проходим за границы стереотипов, то попадаем в то место, где навыков существования и действия у нас практически нет, но возможностей гораздо больше. В каком-то смысле, выход за пределы стереотипов несет такой потенциал осознания и творчества именно благодаря существованию этих стереотипов. V. Резюме. Измерение свободы. Кинесфера как пространство движения, с одной стороны является удобной и эффективной моделью для культурологического и терапевтического анализа движения, а, с другой стороны, позволяет проводить техники и обучение движению и танцу одновременно внутри и за пределами привычных представлений о движении. Разумеется, настоящая статья не претендует на всеобъемлющий анализ отношений понимания и проживания пространства движения. Моей задачей скорее было показать возможности и пробудить вопросы и желания, ростки которых могут постепенно сотворить сад - место, где желания и возможности образуют новое измерение, новое качество и новое понимание жизни. Измерение свободы. Список литературы. 1. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: "Прогресс", 1993. Текст с сайта Александра Гиршона Переходы: Важная информация |
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |