Студия Личного Развития
Медитация - это не...
Однажды один большой художник пригласил своего приятеля-врача взглянуть на его очередное произведение, которое он только что завершил. Художник считал это творение своей большой удачей, вершиной всего творчества. Поэтому, естественно, он желал, чтобы приятель пришел и посмотрел картину. Врач детально исследовал полотно, осмотрел изображение сверху донизу. Прошло 10 минут. Слегка озадаченный, художник обратился к приятелю: "Что случилось? Что ты думаешь об этой картине?" Врач ответил: "Похоже, что тут двусторонняя пневмония... "
Из историй Мастера Ошо
Большой сложностью для современного человека с его супер-активным умом является то, что медитация - это не что-то такое, что можно "делать". Это нечто, случающееся спонтанно. Но можно попытаться создать ситуацию, в которой медитация произойдет. Для этого существует великое множество техник (хотя никакая техника не есть Медитация). Определить подходящую для себя технику можно только опытным путем. Тогда есть чувство, что это то, что нужно, и не только потому, что вы чувствуете мир или блаженство в течение тех минут или часов, пока медитируете, но и потому, что вся жизнь преображается.
Количество медитационных техник, из которых можно выбирать, весьма велико. Они есть и в хасидском иудаизме, и в христианском мистицизме, и в Дзен-буддизме, и в Йоге, и в суфизме - и в каждой уважающей себя духовной традиции. А кроме того, Мастера медитации предлагают современному человеку техники, адаптированные к его потребностям.
Умирал один хасидский мистик. Он был очень бедным. Звали его Магид. О нем знали не многие, но это был поистине подлинный человек. Когда он умирал, кто-то спросил: "Магид, молил ли ты Бога о том, чтобы он сделал тебя подобным Моисею?" Магид открыл глаза и ответил: "Остановитесь. Не говорите так, когда я умираю. Бог не спросит меня: "Почему ты не стал Моисеем?" Он спросит: "Магид, почему ты не стал настоящим Магидом?"
Из историй Мастера Ошо
Знаменитый психолог и психотерапевт Карл Густав Юнг, один из китов психологии нашего века, отмечал, что еще в прошлом столетии никто из людей Запада, интересующихся психологией, не мог вообразить что-нибудь вне сознательного ума и "под" сознательным умом, потому что "ум" и означал "сознание". Затем, по мере того как наука узнавала все больше о бессознательном, возникла теория бессознательного ума. Далее, когда она пошла еще глубже, она должна была принять идею коллективного бессознательного, а не только индивидуального. И это - первые три раздела восточного учения об уме. Первые три! А далее ум делится еще примерно на 160 разделов!
Юнг говорит: "Раньше мы отрицали эти три. Теперь мы принимаем их. Может быть, существуют и другие. Нужно лишь продвигаться шаг за шагом, нужно лишь искать дальше". А зачем искать дальше? - Если у вас возникает такой вопрос, если вы вполне удовлетворены собой и своей жизнью и даже любопытство или тяга к неведомому не нарушают вашего равновесия, то и незачем. А если у вас случайно есть проблемы... И Восток, и Запад сходятся в том, что львиная доля наших проблем, включая физические болезни, коренится в нашей собственной психике.
Например, американец Рон Хаббард, создатель Дианетики ( это слово переводится как Наука о Разуме), чьи книги получили огромную известность в мире, - так вот, Рон Хаббард в своих работах доказывает, что нашими потерями (здоровья, радости жизни, врожденных способностей, добрых отношений и т.д.) управляют травмирующие моменты нашего прошлого, вплоть до раннего детства и даже до внутриутробного периода ( он называет их "инграммами"), которые недоступны для рационального мышления и не могут поэтому быть освоены как жизненный опыт. А разработанный Хаббардом Дианетический одитинг - это технология, с помощью которой инграммы можно вывести в сознание, подвергнуть критическому пересмотру и тем самым убрать искажения, которые они вносят в нашу жизнь.
Интересно, что глубокой очистки своей психической структуры, о необходимости которой говорил Хаббард, достигают (в качестве побочного результата - потому что у медитации нет цели!) люди, сделавшие медитацию частью своей жизни.
Почему люди начинают медитировать?
- Потому что это полезно для здоровья.
- Потому что это позволяет справляться с эмоциональными перегрузками.
- Потому что это позволяет восстановить и сбалансировать свои энергоресурсы.
- Потому что это делает более эффективной умственную деятельность.
- Потому что это позволяет жить более творчески, раскрыть свой потенциал.
- Потому что это помогает найти ключ к решению своих жизненных проблем.
- Потому что это путь к познанию себя.
- Потому что это удивительное самоценное переживание.
- Потому что это способ войти в гармонию с Единым Целым и удовлетворить извечный голод человеческой души и жажду Света.
Как же подойти к медитации?
Вот что пишет об этом один из выдающихся современных Мастеров медитации Бхагаван Шри Раджнеш ( в последние годы его называли Ошо ) в книге "Медитация: искусство внутреннего экстаза":
- Медитация это самое глубокое, что есть в жизни... Но если я скажу вам: "Просто расслабьтесь", - это невозможно, потому что вы не знаете, что для этого нужно делать. Вы можете просто лечь, но это - не расслабление. Осталась вся бессмыслица, осталось все внутреннее беспокойство и еще нечто прибавлено: нужно расслабиться. Новое напряжение прибавлено ко всем старым...
Поэтому мои техники медитации состоят из двух этапов: первого, активного (который на самом деле совсем не является медитацией), и второго, совершенно неактивного (пассивное созерцание, которое и есть действительно медитация).
Созерцание всегда пассивно, и как только вы становитесь активным, вы утрачиваете созерцание. Быть активным и созерцать возможно только тогда, когда сознание достигло такой точки, что теперь нет нужды в медитации, чтобы достичь созерцания, знать его или чувствовать его.
Когда медитация стала бесполезной, вы просто отбрасываете медитацию. Только теперь вы можете быть и сознательным, и активным - не иначе. И если вы стали медитацией, вы больше не нуждаетесь в ней. Теперь вы можете быть активным, но даже в этой активности вы всегда остаетесь пассивным свидетельствующим сознанием.
Давайте прислушаемся к словам Мастера Ошо:
Вся жизнь в целом - это великая космическая шутка. Это несерьезное явление - приняв ее серьезно, вы упустите ее. Ее можно понять только через смех. Из всего живущего на Земле только человек может смеяться. Это высочайший источник роста, и он может стать мостом к предельному. Серьезность существует из-за эго, - это, собственно, часть болезни. Смех есть отсутствие эго. Мы же обратили жизнь в трагедию. Мы сделали трагическую путаницу из нашей жизни. Даже когда мы смеемся - мы не смеемся. Это не есть нечто, приходящее из центра нашего существа; это просто внешнее, изображение.
Мы смеемся не просто, а по причинам, а они ничего общего со смехом не имеют. Смех приносит силу. Теперь даже медицинская наука признает, что смех - это одно из самых сильнодействующих лекарств, которым природа обеспечила человека.
Если вы можете смеяться, когда вы больны, то вы скорее вернете ваше здоровье. Если вы не можете смеяться даже когда вы здоровы, то рано ли поздно вы потеряете ваше здоровье и станете больным.
Смех приносит некоторую энергию из нашего внутреннего источника к поверхности. Энергия начинает струиться, сопровождая смех как тень. Наблюдали ли вы это? Когда вы действительно смеетесь, вы несколько моментов находитесь в состоянии глубокой медитации. Думанье останавливается. Если же вы все-таки думаете, тогда смех будет так себе, он будет просто кое-как, сбоку припека. Это будет искалеченый смех. Когда вы действительно смеетесь, внезапно ум исчезает. Смех - это одна из самых красивых дверей, чтобы попасть в медитацию.
11 декабря - день рождения Ошо. Так что примите, пожалуйста, его подарок - Медитацию смеха.
Каждое утро, перед тем, как вставать, до того, как вы открыли глаза, потянитесь как кошка. Потянитесь каждой клеткой своего тела. Через три или четыре минуты со все еще закрытыми глазами начинайте смеяться. В течение пяти минут просто смейтесь! Сначала вы будете это делать искусственно, но вскоре звук ваших попыток вызовет истинный смех. Потеряйтесь в смехе! На это может понадобиться несколько дней, пока это действительно произойдет, так как мы совсем отвыкли от этого феномена. Но через некоторое время это станет самопроизвольным и изменит всю природу вашего дня. Практикуйте это, и через некоторое время ваш смех вернет себе свое глубочайшее природное качество.
1996-2004 Ольга Левина