Игорь Калинаускас. Преображение. Пространство Традиции
5. Другая жизнь - другая география
Я все время говорил про остров Мы в океане Я. Звучит это, как лингвистическое противоречие, потому что океан - это как бы много, а остров - это как бы мало. Мы - как бы много, а Я - как бы мало. Почему я так говорю? Из чего родился этот образ?
Говоря о Я как о самотождественности, я говорю, что на Пути наш герой, трансформируясь, приобретает точечную самотождественность, которая состоит в простом утверждении: Я - это Я, Я есмь.
Но когда он говорит: Я - это Я, это чистая самотождественность, а когда он говорит: Я есмь, - подразумевается, что его самотождественность и есть основание переживать свое бытие, существование. Поэтому, говоря о точке, о точечном Я, я рекомендую воспользоваться термином Николая Кузанского, или Николы из Кузы: "Точка, объемлющая бесконечность". Именно эта бесконечность субъективного и позволяет произнести фразу: Я есмь. Тогда мы видим, что если точечное Я обнимает собой бесконечность, то Мы, как его ни крути, ни верти, ни трансформируй, всегда есть нечто явно ограниченное, замкнутое, твердое. Тогда, как бесконечность, Я есть не отграниченное, мягкое, океан по сравнению с Мы.
Три природы и человек
Хорошо ли мы себе представляем, что такое природа? Насколько ясно мы ощущаем, до какой степени она нам не подвластна? Я не говорю о таких катаклизмах, как извержение вулкана, землетрясение, цунами. Но нам не подвластно и многое другое, на первый взгляд, гораздо менее сложное. Когда мы, загипнотизированные громкими речами о всесилии человека, автоматически решаем, что раз мы - люди, то нам все подвластно, мы, мягко говоря, заблуждаемся. Человечество в целом натворило немало глупостей по отношению к природе, и в то же время отвоевало у нее территорию, на которой живет. Поэтому, когда я слышу призывы "назад к природе", я предполагаю, что человек говорит о природе без комаров, энцефалитных клещей и прочей нечисти.
Уникальность человека в том, что он одновременно принадлежит не только живой природе, но и другим существующим природам - социальной и духовной.
Если рассматривать нас как биологическое существо, то, конечно, на уровне индивидуальности мы подвластны всем законам биологической природы. Но мы об этом, как правило, ничего не знаем и знать не хотим, поэтому любим сравнивать себя с животными. Ты - как тигр, а ты - как обезьяна, а я - как лев. Хотя как животные, мы просто приматы. Это наше природное животное имя - приматы. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
<<< Вернуться Содержание Продолжить >>>