Игорь Калинаускас. Преображение. Пространство Традиции
3. По камушку, по кирпичику: разобрали - собрали
Ну, как наш духовный искатель себя чувствует? Где мы его оставили? А оставили мы его в сложный момент решения проблем. Проблемы возникли, как только он попытался жить от сущности и при этом не стать сумасшедшим. Однажды, увидев, что ни одно из известных ему объяснений ничего не объясняет, а только окончательно запутывает, он возопил страшным голосом, задав себе в сто первый раз простой вопрос: "А что же все-таки такое сущность, что я с ней так маюсь?!" Бросился, естественно, за ответом к наставнику. Наставник говорил туманно, обобщенно и непонятно, ссылаясь на эзотерическую информацию, недоступную неофиту. Он был прав. Все течет, все изменяется. В духовном сообществе идут свои процессы, возникают разнообразные группировки. И пришло время нашему искателю узнать поподробнее про эту самую сущность. Начнем со знаменитого метода качественных структур (МКС).
Метод качественных структур
Давайте попробуем заглянуть в основы нашего мыслительного аппарата. В основе его, естественно, лежат какие-то аксиоматические вещи, то, на чем все базируется. Когда мы о чем-то думаем, что там, в глубине у нас, в качестве фундамента?
- Есть мироздание. В том, что оно есть, уверены все. И все, о чем мы думаем, находится в нем.
- Есть Я - тот, который думает.
- Есть нечто, что имеет форму. Даже если это нечто я назову бесформенным - это и будет его форма. Как только я об этом нечто что-то думаю - я выделяю его из общей массы возможных объектов думанья. Я его выделяю, придавая ему некую форму.
- Это что-то, нечто, имеет пребывание (бытие). В той или иной форме оно существует, то есть бытийствует. Даже если это что-то - некая абстрактная идея, она как предмет моего думанья существует.
- Это нечто связано с чем-то другим. О чем бы я ни помыслил внутри себя, даже если я на этом не акцентирую внимание, уверен в том, что ничего не существует абсолютно отдельно. Оно, так или иначе, связано еще с чем-то.
Вот, собственно говоря, и все. На таких скудных основах стоит вся система нашего думанья. Стоит убрать отсюда что-нибудь, мы уже не имеем возможности думать. Потому что, если нет мироздания, то ничто нигде не находится, в том числе и я, думающий. А если оно нигде не находится, значит, оно не бытийствует, а если оно не бытийствует, я не могу о нем думать, даже как о несуществующем, потому что несуществование - это тоже форма бытийствования.
-
Если нет меня, то и думать некому.
-
Если это что-то невозможно выделить, то есть это что-то не имеет формы, думать об этом невозможно. Нет объекта думания.
-
Если это что-то не имеет пребывания, то у него нет ни бытия, ни небытия. Думать не о чем.
-
Если это что-то существует отдельно и ни с чем не связано, тогда это - мироздание. Кольцо замкнулось.
От высшего уровня абстракции спустимся к более конкретному плану.
Что мы выделяем?
- Форму как факт существования. Если справедливо суждение, что все явленное отграничено, сначала это должно нам явиться. Так или иначе, но явиться. Мы обнаруживаем существование вещи, объекта, предмета, ситуации, если мы можем ее выделить и тем самым задать форму.
- Следующее необходимое условие - это "что-то" "как-то" существует. Не просто существует, а существует "как-то" (как-то пребывает).
- Его существование - пребывание - имеет некую качественную определенность, то есть это "что-то" с "чем-то" связано.
- Если происходит процесс осознания, то всегда есть тот, кто это осознает.
-
Самоосознавание это все и соединяет.
Значит, вне осознавания эти три условия невыполнимы. Мы разглядываем, кто-то разглядывает, кто-то думает, я думаю…
Всегда существует глаз смотрящий, который сам на себя посмотреть не может, иначе возникнет так называемая "дурная бесконечность" - закон отражающих друг друга зеркал.
Если мы будем смотреть на осознавание - мы опять увидим форму, как оно пребывает, с чем оно связано и т. д. и т. д. Все стоит на четырех столбах, на трех китах и одном гвозде, который всех этих китов соединяет, - осознавании или пустом Я.
<<< Вернуться Содержание Продолжить >>>