Игорь Калинаускас. Наедине с миром. Пространство Традиции
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ
1. Прочтите этот рассказ.
Рассказ об открытии Америки
Некий Колумб долго и упорно обивал пороги королевских дворов Португалии и Испании, добиваясь средств для экспедиции в Индию. Ему повезло с Изабеллой Испанской - королева назначила его адмиралом, снарядила три каравеллы и благословила на подвиги. Путь в Индию, как выяснилось позднее, Колумб не нашел, он открыл Америку, про которую человечество вообще-то знало, но то ли забыло, то ли кто-то нарочно скрывал эти знания. Но Колумб до самой смерти верил, что открыл то, что искал, - допустить существование неизвестного ему не хватало фантазии. Новость об открытии прокатилась по Европе. Одни сразу поверили, другие мудро выжидали, а третьи всполошились и яростно ополчились против Колумба, ведь, по их убеждению, никакого морского пути в Индию быть не могло, не говоря уже об Америке, о которой никто не подозревал. Они называли Колумба шарлатаном и пиратом, утверждали, что он вступил в заговор со своей командой, что они лгут, дабы выкачать побольше денег из бедной Изабеллы Испанской.
Прошло время. Скептикам пришлось поверить в существование Нового Света. Они, конечно, сами туда не плавали и по земле Америки не ходили. Но предположить, что другие экспедиции втянуты в заговор, что им удается каким-то образом дурачить всю Европу, скептики не решились. Не хватило на то фантазии, смелости.
Так что об Америке вообще-то узнали все. Но оказалось - не для всех эта информация имела одинаковую ценность. Одни могли туда поехать, но им было хорошо и в Европе. Какая разница, знают они про Новый Свет или нет? Другие хотели, но не могли отправиться туда - какие-то дела, последствия совершенных ранее поступков удерживали их в Старом Свете. Знание о существовании чего-то другого только раздражало их. Ну а третьи и знали, и хотели, и могли. Они ринулись в Новый Свет и кое-что там нашли. Одни - золото и славу, другие – лишения и смерть. Оказалось, что это не Эльдорадо, а тот же Старый Свет, только дикий и поэтому вызывающий множество новых проблем. С точки зрения человеческого бытия, судьбы человека - ничего не изменилось.
А что же изменилось?
Изменилась Америка. Европейцы истребили миллионы туземцев, уничтожили древнейшие цивилизации, лишая тем самым нас возможности узнать множество потрясающих вещей об истории человечества. Но что значит для Писсаро или Кортеса человеческая история, если для них не существует человечества? Есть только испанцы, французы, индейцы и золото, которое надо грабить у всех. (Наше сожаление о пропавших культурных ценностях является вообще-то ханженским. Что значит уничтоженная культура, так и не заполнившая музейные залы, по сравнению с печальной судьбой туземцев, с которыми обращались как со скотом?).
Америка изменилась, но изменилась и Африка. Оттуда потекли рабы на американские плантации. Никто так и не сосчитал, сколько африканцев было продано в рабство. Одни утверждают - семь миллионов, другие - двадцать. Рабы работали на плантациях кофе и табака, а кофе, табак и тростниковый ром потребляла Европа.
Говорят, что самая большая на свете роскошь - это роскошь человеческого общения. Европейцы, как и все люди, страдали от недостатка общения и пытались стимулировать его всеми средствами - кофе, табаком и алкоголем. Общаться непосредственно как-то не получается. Между собой и другими всегда надо поставить нечто третье, например, чашку кофе или бутылочку ямайского рома. Итак, европейцы платили за роскошь общения, покупая кофе и табак, тем самым дарили производителям кофе и табака роскошь не умереть от голода. (Не говорите, что миллионер, курящий дорогие сигары, - подлец. Укорачивая свою жизнь курением, он дает шанс выжить нищему батраку табачных плантаций.)
Европа тоже изменилась. Кроме табака, там появились картофель, помидоры и сифилис. Картофель оказался полезной вещью. Те, кто раньше недоедали, смогли увеличить количество пищи за счет "яблок земли". Но ирландцам картофель принес настоящее несчастье. Они умудрились засадить им все поля, но когда он заболел и сгнил, как говорится, на корню, в стране начался голод, от которого погибло около миллиона человек. Многие тогда решили уехать. Сейчас в Ирландии живет около трех миллионов ирландцев, до картофельной катастрофы их было там восемь миллионов. Эмигрировали туда, откуда картофель пришел, – в Новый Свет.
Шло время, мир охватила индустриализация, жертвой которой стали леса Амазонки - легкие планеты. Появился острый дефицит чистого воздуха. Но, кроме воздуха, человеку нужна бумага, изготавливаемая из древесины. А еще человек хочет ездить на автомобиле, и через леса Амазонки стали прокладывать трансамериканскую автостраду. Легкие планеты, без которых мы можем задохнуться, сейчас уничтожаются со скоростью сорок четыре гектара в минуту. Кто быстрее помрет - дядя Вася, выкуривающий по четыре пачки сигарет в день, или наша цивилизация, истребляющая леса Амазонки?
Оказалось, что с открытием Христофора Колумба все изменилось и в то же время ничего не изменилось. Человек ухитрился остаться прежним.
С научной точки зрения историю оценивать нельзя. Что было, то было, это факт, закономерность развития производительных сил и определенного способа производства. А там, где есть закономерность, не может быть оценки. Но не все люди ученые, а среди ученых тоже попадаются люди. С некоторой, совсем не научной точки зрения история человечества есть история человеческого безумия. О ней можно только сожалеть.
2. Измените в этом рассказе слова "Америка" и "Новый Свет" на понятия: остальной Мир, более тонкая материя, сверхчувственное бытие, измененная реальность, супроментальный Мир.
Попытайтесь создать новую установку для чтения, видя в образе Америки те таинственные измерения чувственного и сверхчувственного Мира, о котором так уверенно говорили древние и так неуверенно говорим мы.
Прочтите рассказ с новой установкой, абстрагируясь от исторических деталей.
3. Вопросы к вам:
Не описана ли в рассказе стандартная реакция человечества на любое открытие?
Готово ли человечество принять и освоить тонкие космические энергии и другие измерения материи?
Оно уже однажды освоило атомную энергию, и сейчас мы все живем на пороховой бочке. Ради чего стоит проникать в другие измерения бытия, осваивать тонкие космические энергии? Что от этого изменится в самом человеке?
Если человечество двинется в другие Миры в таком состоянии, в каком оно находится сейчас, то что станет с человечеством и с другими Мирами?
Если человечеству не по зубам экология Мира сего, то справится ли оно с экологией Мира иного?
Допустят ли те, кто с древности владеют искусством обращения с тонкими энергиями, чтобы человечество двинулось в другие Миры всем табором?
4. Подумайте.
<<< Вернуться Содержание Продолжить >>>
Переходы: