Игорь Калинаускас. Наедине с миром. Пространство Традиции
ЗА ПРЕДЕЛАМИ КЛЕТКИ
(Для тех, кто еще не стал исследователем неизвестного)
Мы с вами, сами того не осознавая, живем в статистической картине Мира. Если проанализировать, то за большинством наших умозаключений стоит обобщенный статистический опыт человечества. Такой способ формирования картины Мира сложился в условиях его стабильности, когда мало что изменялось на протяжении жизни одного поколения.
В XX веке человечество перешло из мира вещей в мир процессов. Внешний, вещественный мир стал меняться с большой скоростью, а вместе с ним стала меняться и научная картина Мира. Но система наших психических реакций осталась в основном неизменной и уже не соответствует быстро меняющемуся Миру. Поэтому, быть может, многие говорят от том, что XXI век будет веком психологической революции – ибо иначе не разрешить большинства проблем современного развития человека.
Почему мы не можем быть такими же меняющимися, как и внешний Мир?
Проанализируем, как происходило становление сознания человека в процессе его эволюционного развития.
Сначала произошло вычленение человеком себя из окружающего Мира. Оно сопровождалось переживанием своей микроскопичности по отношению к Миру, а это вызвало к действию основной механизм психологической защиты: уменьшить окружающий нас Мир. И мы поместили себя в систему сужающихся рамок:
- начали воспринимать себя на очень небольшом фоне. Так мы защитились от слишком большого объема реальности.
Хотите ли вы знать, каковы размеры вашего Мира? Тогда подумайте, на фоне какого объема вы себя воспринимаете. Это и есть ваш Мир. Он очень компактен, стабилен. И чем стабильнее, тем легче мы засыпаем. А если с помощью каких-либо психотехник начинаем снимать эти границы, то стараемся ограничиться лишь переходом из меньшей клетки в большую. Возникает вопрос: можно ли жить совсем без клетки? Можно ли жить, меняясь так же быстро, как и окружающий нас Мир? Можно ли быть Миру открытым, не разрушаясь при этом и сохраняя свою самотождественность?
Каким способом мы познаем то, что нас окружает? От простого к сложному. Так нас учили. Простое - часть сложного целого. И мы привыкли сначала видеть части, а целого видеть так и не научились. Мы не умеем видеть ситуацию в целом и принять действенное решение.
Но идея запредельного все-таки возникает в нашем сознании. Откуда? Это происходит тогда, когда человек исчерпал возможности личности, но чувствует, что это еще не все из того, что он мог бы сделать.
Оказывается, правилом реальности являются как раз неравновесные ситуации, а не статические, поэтому мы предлагаем вам такой способ думания и реагирования, когда впереди постоянно находится неизвестное. Оно - источник напряжения, ибо обычно человек стремится к известному и выбирает шаблонные способы поведения. В стационарной ситуации это и есть наиболее эффективное поведение, ибо в ней нам помогает обобщенный опыт поколений. Мы же предлагаем иную картину Мира: когда впереди неизвестное. Для этого нужно свою психологическую структуру сделать максимально подвижной. Потому что есть места, принципиально непредсказуемые: нуль-переход (точка бифуркации), без которого нет трансформации.
Когда все известно, можно построить идею гарантированного будущего, но у саморазвивающейся системы такой идеи быть не может. Творчество всегда нетривиально и требует способа жизни, построенного на том, что впереди - неизвестность. Раньше была очень малая группа людей, которая жила именно так. Но сейчас в худшей ситуации уже те, кто живет, опираясь на стационарную картину Мира: невротизация психики среди них встречается гораздо чаще.
К такой перестройке картины Мира многие просто не готовы. Мы не умеем управлять ситуацией, так как не умеем принимать последствий. А при предсказуемом образе жизни не нужно управлять ситуацией. А при диалогическом способе общения с Миром все время впереди неизвестность. Диалог не имеет опережения, предсказуемости, и здесь приобретает большое значение искусство управления ситуацией.
Что для этого нужно? Прежде всего, видеть целокупную ситуацию, научиться воспринимать свою жизнь ситуационно, то есть к каждому моменту своей жизни относиться как к многомерной, объемной ситуации. Когда это у вас получится, вы начнете видеть, что ситуацией можно управлять. И 99 процентов так называемых "сидх" имеет именно такое объяснение: умение видеть ситуацию и управлять ею.
Ситуация есть выражение целого. В ней все элементы взаимно связаны, и каждый играет роль в жизни целого, в ней нет ничего не значащих мелочей. При таком способе видения Мира вы постигаете тайну реального действия. Дело в том, чтобы научиться так видеть. Это взгляд художника, мастера.
Приучите себя видеть Мир как совокупность ситуаций, и тогда вам не нужны будут защитные клетки. Ситуации - это Я в Мире и Мир во Мне. Ситуация - это всегда двое, в ней есть Я и есть Другой. Ситуация – это творчество жизни.
Можно ли это в себе тренировать? Да. Но для этого нужны такие же люди, нужно, чтобы кто-то все время напоминал вам об этом. Напоминать - это очень нужное дело, это очень дорого, и нужно это ценить.
Что может помочь в этой работе?
Вспомним профессию режиссера. Главное его качество - умение создавать динамическую ситуацию. Он знает, как сложить все компоненты ситуации в единое целое и отвечать за путь от замысла до его воплощения.
Когда вы начнете думать ситуационно, то поймете, что нет мелочей, нет более или менее важного, и что невозможно управлять ситуацией, подходя к ней статически.
В момент перехода от одного способа восприятия к другому мы отказываемся от линейного мышления, от ценностного способа ориентирования и тогда теряем привычный способ жить, вступаем в полосу риска. Здесь проходит граница между предельным (когда есть гарантированное будущее) и запредельным (когда мы не имеем гарантий). Наши психоохранные механизмы не пускают нас в запредельное. А если мы иногда прорываемся туда, они быстро возвращают нас обратно.
Здесь мы с вами делаем попытки освободиться от этих механизмов, ибо в нашей реальной жизни нестатистических ситуаций становится все больше, и все большее число людей вынуждены искать другой способ реагирования, чтобы избежать невротических явлений, которые возникают из-за невозможности приспособиться к быстро меняющемуся Миру. Идет общий поиск психологического выхода из сложившейся ситуации. Все мы ищем одно и то же: как жить в изменяющемся Мире.
Во-первых, важно признать, что Мир необратимо изменился, иначе можно всю жизнь потратить на борьбу с новым. Во-вторых, нужно понять, что так же необратимо должен измениться и Я.
По этому поводу существует притча. На дне реки жили существа, каждое из них держалось за свой камень, и так им удавалось вести оседлый гарантированный образ жизни и даже философствовать о том, что есть там, на поверхности реки. Нашелся среди них чудак, который отпустил свой камень, всплыл на поверхность и увидел тот большой Мир, о котором философствовали живущие на дне. Он действительно увидел то, о чем другие только говорили.
Вот так открывают дверь своей клетки и покидают ее. Но есть инерция, которая не дает нам сделать это, так как мы боимся. Боимся сойти с ума, боимся оставить гарантии боимся прыжка в неизвестное, непредсказуемое. Чтобы полностью решить проблему, нужно даже в самом малом действии реализовать полный объем ситуации - тогда только сможет существовать целое "Я - Другой". И они (Я и Другой) будут соразмерными, будут партнерами, будут вашими крыльями, с помощью которых вы сможете преодолеть страх и совершить свой "прыжок из гнезда", полет за пределы клетки гарантированного Мира.
<<< Вернуться Содержание Продолжить >>>