Мужчина и Женщина. За порогом Рая. Пространство Традиции
А поговорить?
Был у меня период в жизни, когда я приняла сознательное решение перечитать некоторое количество "дамских романов". И занялась этим вполне обстоятельно. Выяснила, кто из авторов наиболее популярен, какие их произведения считаются лучшими, причем как среди наших авторов, так и среди американских и европейских. Разделила их на любовные и детективные - и вперед.
Должна признать, что надоело быстро, гораздо быстрее, чем закончилась накупленная куча этих книг, правда, только любовных. Детективные нескольких особо полюбившихся наших авторов почитываю в свободное время и сейчас. Но суть не в этом. Конечно, среди всех этих книг есть написанные талантливо, есть просто профессионально, есть и совсем нечитаемые, но разбор этих качеств и свойств - дело литературной критики. Меня сам феномен заинтересовал.
Только ленивый не ругает "дамскую литературу", только ленивый не находит повода для подколок и насмешек не только над авторами, но и над читательницами. Ну, и что? Под давлением общественного мнения люди смущаются, иногда даже стесняются сказать, что читали эту литературу, но сопротивляются социальному давлению, и читают, и плачут, и переживают. В чем дело-то? Что там есть такое в этих томиках, напечатанных для дешевизны на плохой бумаге и разваливающихся в руках еще на половине? Эдакие одноразовые книжки для метро, путешествий или одинокого свободного вечера. Что они там ищут и, очевидно, находят?
И тут после наших бесед до меня дошло - они читают про отношения. Не про страстные объятия и не про физическое наслаждение. Они находят там описание того, что им не хватает больше всего. Описание красивых и гарантированных (с обязательно счастливым концом) отношений. Понимаешь, людям, конечно, наслаждение необходимо, но без отношений оно вряд ли покажется им полным. Шутка, конечно, но какая всем понятная: а поговорить?
Ты заметила, что пока мы разбирались в структурных особенностях секса, то по дороге выяснили замечательную вещь: оказывается, секс - это совсем не плохо, а очень даже хорошо, просто и понятно. И если бы человек говорил только об этом, то на этом бы и закончилось.
Но, напоминаю, человек не только биологическое существо, он еще и существо социальное, он принадлежит к социальной природе. Я называю это природой потому, что социальная жизнь человека подчиняется также независящим от него самого законам, как и в случае с жизнью биологического существа. Мы говорили, что социум использует секс как стимул. Давай посмотрим, что происходит с самим сексом, именно потому, что человек еще обладает и социальной природой.
Итак, в основе сексуального влечения биологическое удовольствие, самоудовлетворение. Может ли человек ограничиться только этим? Нет, не может. В этом его основная беда.
Не может, потому что физиологическое удовольствие как таковое оказывается человеку недостаточным. Проблемы человека в этом месте начинаются с того, что, оказывается, ему недостаточно физиологического удовольствия.
А я о чем говорю?
Исходя из социальной природы, человеку к биологическому удовольствию нужно присовокупить еще и психологическое удовольствие. Психологическое удовольствие - это удовольствие, получаемое от переживания. Значит, человек хочет от секса, кроме физического удовольствия, еще и приятных позитивных переживаний, а содержание переживания у человека зависит от людей, так как он из них сделан. Поэтому секс на уровне социальной природы означает психологическое переживание плюс удовлетворение другого, потому что для получения положительного переживания мы должны каким-нибудь образом получить от другого человека информацию о том, что он тоже доволен, что ему хорошо. Таким образом, возникает секс как проблема общения.
Поэтому получить физиологическое удовольствие и самоудовлетворение - просто, а вот соединить это еще и с психологическим удовольствием, и с удовольствием от удовлетворения другого человека - это уже проблема. Главная сложность заключается в том, что человек не владеет механизмами получения психологического удовольствия. Нет такого центра в голове. Нет физиологического центра получения психологического удовольствия.
Про физические удовольствия мы знаем: да, такие центры есть. Простейший пример - онанизм, мастурбация. Срабатывает этот механизм, включаются центры получения физиологического удовольствия - все в порядке! А что надо чесать или массировать для получения психологического удовольствия - этого не знает никто. У души нет физических органов. Но все знают, что ее состояние зависит от другого. Поэтому, даже онанируя или мастурбируя, человек вызывает образ другого человека, и в этом аспекте онанизм и мастурбация могут стать вредными, потому что перегружается нервная система. Таким образом, в сексе, как на лакмусовой бумажке, отражается двойственность человеческой природы.
Человек - дважды природное явление: как биологическое существо и как социальное существо. Вспомни, мы говорили, что социум использует физиологическое удовольствие как стимул, как пряник в своей системе управления кнута и пряника. Для этой цели изобретены многие товары.
На протяжение длительного периода времени основным носителем товара считалась женщина, но, логически рассуждая, точно таким же носителем товара является мужчина, поскольку как женщина без мужчины не может, так и мужчина без женщины.
Это не может не радовать. Вот еще один очажок равноправия обнаружили.
Здесь и начинается сексуальная проблематика. Мы говорили с вами, что есть один хороший рецепт - резонанс живого с живым. Значит, и здесь должен быть такого же рода рецепт - психологический резонанс. А психологический резонанс - это уже влюбленность, а влюбленность - это уже опасно, потому что предполагает некоторую зависимость. И как раз в растяжке между желанием получить стопроцентное удовольствие и страхом зависимости укладывается вся проблематика, накрученная вокруг секса.
Вот почему до сих пор актуальна проблема платного секса, вот почему в платном сексе важен не сам физиологический аспект. Платят не за это. Платят за исполнение ожиданий в области отношений с другим. В публичном доме - это главная работа проститутки. Но все равно это суррогат, а раз суррогат, то требуется все больше и больше внешнего стимула, а потом - наркотическая зависимость вплоть до саморазрушения.
Мечта о гейшах, романтизация гетер, восхищение куртизанками. Мечта о гарантированной любви, обязательном, но естественном на вид восхищении, и главная мечта - свобода проявлений и самовыражения, без страха, что упрекнут, не примут, разлюбят, осудят. Если удастся хоть на время забыть, что глубина и продолжительность всех этих прекрасных переживаний зависит от счета в банке.
Размышляя о психологической составляющей секса, очень важен, если мы продолжаем преследовать нашу основную цель - добиться хоть некоторой внятности в вопросе взаимоотношений между мужчинами и женщинами, ответ на вопрос: чем измеряется качество секса в этом аспекте? Конечно, качеством переживаний. А что такое качество переживания? Это степень моего погружения в переживание - от частичного переживания к тотальному. Так, оргазм в физиологическом аспекте секса есть тотальное физиологическое ощущение. И в этом есть диапазон от массажа половых органов, как пишет один автор, до оргазма, о котором пишут многие. Также естественно стремление к психологической тотальности, и если секс - это еще и общение, взаимодействие, то мы можем ввести следующую градацию.
<<< Вернуться Содержание Продолжить >>>