Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | Мастерская НЛП Роберт Дилтс, Джудит Делозье. Эволюция позиций восприятияВ НЛП понятие "позиции восприятия" было впервые сформулировано Джоном Гриндером и Джудит Делозье (1987) в качестве эксплуатационного расширения более ранних концепций НЛП о "референтном индексе", "мета позиции" и концепции Грегори Бейтсона о "двойном" и "тройном" описании. Лингвистическая концепция "референтных индексов" ("Структура магии", том 1) касается слов, которые обозначают людей или предметы, к которым относится определенное утверждение. Одна из процедур Мета Модели, известная как "техника смещения референтного индекса" (стр.89) включала в себя лингвистический сдвиг, в котором одно местоимение заменялось на другое. В примере, приведенном Бэндлером и Гриндером, говорится о женщине, которая жаловалась: "Мой муж не ценит меня…Мой муж никогда не улыбается мне". Для "смещения референтного индекса" её спросили: "Когда вы не улыбаетесь своему мужу, всегда ли это означает, что вы не цените его?" Вопрос задавался с целью помочь женщине сместить точку зрения таким образом, чтобы она могла лучше понять и отреагировать на обобщение, которое делала. Развитие паттернов Метапрограмм Лесли Камерон-Бэндлер и другими в конце 1970-х гг. привело к более глубокому изучению других аспектов этого феномена. Более раннее понятие смещения референтного индекса в Мета Модели, например, было противопоставлено "выключателю референтного индекса" - что было, по существу, эквивалентом принятия того, что сейчас известно как "вторая позиция". Процесс "выключения референтного индекса" представлялся менее интенсивной версией того, что было известно как "глубокая трансовая идентификация", в которой человек идентифицировался с другим до такой степени, что он или она могли потерять способность далее различать между "собой" и "другим". Одним из других феноменов, изученных в это время, был опыт "одновременного индекса", или множественного индекса, при котором человек мог встать на точку зрения нескольких людей одновременно. Во втором томе "Структуры магии" (1976) Гриндер и Бэндлер определили понятие "мета позиции" как первичной стратегии разрешения внутреннего конфликта, понимания динамики взаимодействия и реагирования на свои собственные внутренние процессы. В качестве стратегии разрешения внутреннего конфликта "мета" позиция включает в себя принятие точки зрения "над" и "между" противоборствующими внутренними частями или "полярностями". Согласно Гриндеру и Бэндлеру: Другим предшественником развития позиций восприятия в НЛП было понятие дисасссоциации. "Диссассоциированное" состояние обычно определяется как состояние "отделенности от " или "неассоциированности в " конкретный опыт. В НЛП "ассоциированное" состояние относится к испытыванию ситуации или события так, как будто вы проживаете то, что происходит, так, что вы видите все своими глазами, чувствуя свое тело и эмоции, слыша своими ушами, ощущая запахи и вкус, которые были в то время. "Диссассоциированный" опыт включает наблюдение за собой с точки зрения стороннего наблюдателя, как будто вы наблюдаете за своим поведением сидя перед экраном кино или видео. Понятие диссассоциации, которое пришло в НЛП вместе с гипнотерапевтическими опытами Милтона Эриксона, часто применяется для того, чтобы помочь людям более эффективно справляться с трудными или болезненными ситуациями. Бэндлер и Гриндер адаптировали применение Эриксоном диссассоциации, отбросив необходимость гипноза как части некоторых терапевтических техник. Техника ВК диссоциации в НЛП, например, является глубоким и действенным методом, чтобы помогать людям справляться с фобиями, травмами и стрессом. Некоторые из этих техник требуют множественных диссассоциаций. Например, человек может испытывать "двойную" или "тройную" диссоциацию (как это используется в технике ВК диссоциации). "Двойная" диссассоциация вовлекает человека в наблюдение за своими действиями. Обычная метафора, используемая для облегчения "двойной" диссассоциации, - это сцена в кинотеатре, когда человек наблюдает за собой в определенном событии, как будто он смотрит кино. При "тройной" диссассоциации точка понимания смещается так, что человек оказывается в позиции человека, управляющего проектором. В этом случае человек "видит себя видящим себя". (В то время как три точки наиболее часто используются в техниках НЛП, есть возможность создать диссассоциацию из четырех, пяти и более точек). Иногда диссассоциация рассматривается просто как "отсоединение от своих собственных чувств"; но важно помнить при этом, что когда человек диссассоциируется от опыта, он или она "ассоциируется" где-то еще. В действительности самый простой способ диссассоциироваться от определенной точки зрения или позиции восприятия - это ассоциироваться в другую. Таким образом, фокус внимания в процессе диссассоциации может быть направлен на движение от негативных эмоций или по направлению к другой позиции восприятия или новой точке зрения. {Диссассоциация, кстати, должна быть отделена от диссоциации. Диссассоциация включает в себя перемещение к или "ассоциирование с" другой точкой зрения. Диссоциация включает в себя отделение или разделение элементов опыта, не затрагивая обязательно изменение точки зрения.} В середине 80-х гг. Джудит Делозье и Джон Гриндер установили свою формулировку "первой" (я), "второй" (другой) и "третьей" (наблюдатель) позиции. Понятие о позициях восприятия, данное Делозье и Гриндером, возникло из их переосмысления различных феноменов, описанных выше - смещения референтного индекса, выключения референтного индекса, мета позиции, и множественных диссассоциаций - в свете понятия Грегори Бейтсона о "характерологических прилагательных". Характерологические прилагательные - это слова, которые кодируют фундаментальные характеристики взаимоотношения. Важное качество характерологических прилагательных заключается в том, что, определяя одну часть взаимоотношения, они обязательно подразумевают другую часть этого взаимоотношения. Быть "преследуемым", например, подразумевает преступника. Быть "обороняющимся" подразумевает, что здесь есть какая-то агрессия. Бейтсон также утверждал, что наш опыт "Я" является функцией (а не вещью или "номинализацией") и имеет способность расширяться до других частей мира. Автогонщик, например, расширяет свое ощущение себя, чтобы включить автомобиль, который он или она ведет, и слепой человек расширяет свое ощущение себя, чтобы включить его или ее трость. Таким образом, мы можем расширить свое ощущение себя или "Я", чтобы включать объекты, людей или всю систему. Значит, мы можем идентифицировать себя со многими вещами вокруг нас. Основание для различных позиций восприятия исходит из факта, что опыт отношений всегда включает в себя более чем одного индивидуума в петле коммуникации. Способность понимать петлю коммуникации, отливы и приливы событий, которые возникают внутри петли, является мощным инструментом, дающим возможность людям улучшать коммуникацию и достигать экологичных результатов. Даже когда участники петли коммуникации не согласны друг с другом, их взаимоотношение улучшается и создается возможность будущего сотрудничества, когда они в состоянии смещать позиции восприятия во взаимоотношении по направлению к взаимодействию. Это смещение позиций восприятия упоминается как "тройное описание", поскольку здесь находятся, по меньшей мере, три различные позиции, возникающие внутри петли коммуникации в любое время: позиция я/меня (первая позиция), другого человека (вторая позиция) и свидетеля взаимодействия между этими двумя (третья позиция). Эти паттерны суммированы в следующих описаниях: Первая позиция - это вы, стоящий на своем собственном физическом пространстве, в своем собственном привычном положении тела. Когда вы полностью ассоциируетесь в первую позицию, вы будете использовать слова "мне", "я", "сам", когда обращаетесь к своим собственным чувствам, восприятию и идеям. Находясь в первой позиции, вы проходите через опыт в коммуникации со своей собственной перспективы: видя, слыша, чувствуя, пробуя на вкус и нюхая все, что происходит вокруг вас и внутри вас в этом опыте с ассоциированной точки зрения. Если вы действительно находитесь в первой позиции, вы не увидите себя, но будете собой, воспринимая мир своими глазами, ушами и т.д. Вы будете полностью ассоциированы в своем собственном теле и карте мира. Вторая позиция способна принять точку зрения другого человека внутри взаимодействия. (Если здесь более одного человека во взаимодействии, то могут быть множественные "вторые позиции"). Это временная, собирающая информацию позиция, в которой вы смещаетесь на позицию восприятия другого человека, принимая его или ее физическую позу и представление о мире, как если бы вы были этим человеком. Вы видите, слышите, чувствуете, пробуете на вкус и нюхаете, что собой представляет петля коммуникации с точки зрения другого человека; т.е. "пройдите милю в его или ее мокасинах", "посидите на другой стороне стола" и т.д. Во второй позиции вы будете воспринимать мир через глаза, мысли, чувства, убеждения другого человека. Находясь в этой позиции, вы будете диссоциированы от себя и ассоциированы в другого человека. Вы будете обращаться к своей первой позиции себя как "вы" (в отличие от "я"), используя формы второго лица. Временное принятие позиции другого человека - это великолепный способ оценить, насколько вы эффективны на своей стороне петли коммуникации. (После того как вы вошли в позицию другого человека, важно убедиться, что вы возвращаетесь к себе полностью, начисто, и с информацией, которая поможет вам в коммуникации). Третья позиция, или позиция "наблюдателя", помещает вас временно за пределы петли коммуникации, для того чтобы собрать информацию, как будто вы являетесь свидетелем, а не участником взаимодействия. Ваша поза будет симметричной и расслабленной. Находясь в этой позиции, вы будете видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус и нюхать, что собой представляет петля коммуникации с позиции заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Вы будете использовать формы третьего лица, такие как "она" или "он", обращаясь к людям, за которыми вы наблюдаете (включая того, который выглядит, говорит и действует, как вы). Вы будете диссассоциированы от взаимодействия и находиться в некоей "мета" позиции. Эта позиция дает вам ценную информацию о балансе поведений в петле. Информация, собранная с этой перспективы, может быть взята вами обратно в свою первую позицию и использована вместе с информацией, собранной во второй позиции, чтобы помочь улучшить качество вашего состояния, взаимодействия и отношения внутри петли коммуникации. Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн (1990, 1991, 1995 & 1996) предполагают, что здесь имеются тонкие, но важные различия между третьей позицией, мета позицией и позицией наблюдателя. Они отмечают, что "чистая" Третья Позиция есть обычно точка зрения за пределами петли коммуникации, включающая знание убеждений и утверждений, собранных предварительно ассоциированно в 1-й и 2-й позициях. Мета Позиция - это точка зрения за пределами петли коммуникации со знанием убеждений и утверждений только собственной первой позиции. Позиция Наблюдателя - это точка зрения за пределами петли коммуникации, в которой наблюдатель сознательно подавляет какие бы то ни было убеждения и утверждения о 1-й или 2-й позициях. (Третья позиция, конечно, должна быть также отделена от "диссоциированной" бесчувственной точки зрения). Развитие четвертой позиции Четвертая позиция включает в себя синтез других трех позиций, давая ощущение "быть всей системой". Она включает в себя идентификацию с системой или самим взаимоотношением, давая опыт быть частью коллектива, характеризующуюся такими формами языка, как "мы" (первое лицо множественного лица). Процедура основывалась на занятии позиции, которая охватывала и отражала вместе первую, вторую и третью позиции, для того, чтобы помочь решить проблемы, возникшие из-за суждений, сделанных из третьей позиции. В 1989 г. концепция "четвертой позиции" была расширена до "системной позиции", или того, что часто упоминается как "позиция компании" в Мета Карте Лидерства (Дилтс, 1989, 1998), будучи результатом моделирования Дилтсом навыков и стратегий эффективных лидеров. Эта позиция характеризовалась словом "мы" и включала в себя "идентификацию" с командой, группой или системой, в которой человек являлся лидером, создавая "размышляющее видение системы" и "рассматривая наилучшие интересы всей системы". Именно сейчас четвертую позицию начинают называть "Мы" - позиция. Словарь Уэбстера определяет использование термина "мы" как относящегося к "группе, которая так осознанно ощущается своими членами". В своей классической работе по групповой динамике Курт Левин (1939) упомянул понятие связность (чувство "мы") как одно из основных качеств любой группы. Когда связность высока, члены мотивированы на участие в деятельности группы и помощь в достижении группой своих целей и задач. Такой опыт дает членам группы ощущение безопасности и идентичности, и чувство личной значимости - или, говоря словами Левина, "основание, на котором стоит человек". Степень связности, испытываемая группой, есть обычно функция степени наложения интересов и ценностей членов группы и степени коммуникации и "раппорта", которого они способны достичь друг с другом. Понятие раппорта в НЛП было вычленено из работы Милтона Эриксона. Будучи гипнотерапевтом, Эриксон создавал и входил в особое состояние раппорта, называемое "терапевтическим трансом". В 1978 г. студент заметил, что, когда Эриксон находился в процессе ведения клиента в состояние транса, Эриксон сам проявлял характеристики транса, включая расширение зрачков, изменение мышечного тонуса и дыхания. Когда его спросили, входит ли он в транс в то время, когда он гипнотизирует клиентов, ответ Эриксона был: "Неизменно". На этот ответ студент спросил: "Кто гипнотизирует кого в этом случае?" Опять Эриксон ответил "неизменно", полагая, что состояние раппорта есть петля взаимного влияния и взаимодействия, в котором каждый элемент является влияющим и испытывающим влияние других элементов. Первое использование термина "мы" в качестве явной части техники НЛП произошло в Стратегии Композиции (Дилтс и Гриндер, 1982), формате творческого письма. "Мы" - это четверть повествовательных позиций, используемых для создания "подсказок" при стимулировании идей во время письма: наравне с "Я", "Вы", "Она", "Он", "Они". Появление понятия пространственной сортировки и психогеографии (физиологических эффектов физического местоположения) в НЛП (Дилтс, 1987, 1990) вместе с позициями восприятия принесло новое развитие понятиям НЛП о позициях восприятия, раппорте и опыте "мы". Можно легко продемонстрировать, что смещение "психогеографии" человека во время коммуникации с другим резко изменит восприятие взаимоотношений. Позиция стоя или сидя лицом к лицу, например, удерживает фокус внимания строго на восприятии "Я" и "ты". Позиция сидя бок о бок способствует переживанию ситуации в качестве партнеров в рамке "мы". Логический уровень выравнивания компании (Дилтс, 1992) был изобретен с целью создания чувства "мы-ности" между индивидуумами в группе для нахождения общностей как множественных уровней опыта. Процесс прежде всего подчеркивает накладки в отношении убеждений, ценностей, чувство личностного своеобразия и "духовное" восприятие (определяемое как "опыт пребывания частью большей системы, которая простирается за пределы нас как индивидуумов к нашей семье, сообществу и глобальным системам; чувство чего-то, что выходит за пределы нашего представления о себе, наших ценностей, убеждений, мыслей, действий или ощущений - т.е., кто и что еще есть в этих больших системах, частью которых мы являемся"). Процесс Духовного исцеления, разработанный Дилтсом и МакДональдом для программы "Инструменты Духа" (впервые проведенной в 1992 г.), соединил в себе состояние "духовной целостности" как дополнительного элемента "четвертой позиции". "Духовная целостность" была определена как "чувство пребывания частью большей системы, чем мы являемся" (Дилтс & МакДональд, 1997). Эта четвертая позиция была использована для создания "духовно продленных" 1-й, 2-й и 3-ей позиций. Привнесение силы этой четвертой позиции обратно в первую позицию дает чувство, что другие являются "продолжением" меня самого. Привнесение этого во вторую позицию дает опыт быть "единым с" другим человеком. Присоединение четвертой позиции к третьей позиции дает осознание, что взаимодействие, имеющее место между первой и второй позициями, есть "часть " гораздо более обширной системы. Опыт прочувствования "мы" в четвертой позиции также был усилен исследованием Соматического Синтаксиса (Дилтс & Делозье, 1993, 1996). Понятие Стефена Гиллигена об отношенческом поле, введенное в НЛП через серию семинаров "Любовь перед лицом насилия" (проведенных с Робертом Дилтсом), добавило больше акцента опыту "мы". Другие перспективы в отношении понятия четвертой позиции в НЛП включают то, что предположили Питер Врица и Ян Ардуй (1994), которые связывают это со "свидетельствованием понимания, объемлющем и выходящим за пределы всех позиций", и Роберт МакДональд (1998), который ассоциирует позиции восприятия с различными "уровнями понимания", возражая, что четвертая позиция является в действительности не "позицией" вообще, а результатом на стадии становления взаимодействия между другими позициями. В "Энциклопеди системного НЛП и нового кода НЛП" (Дилтс, Делозье и Эпштейн), которая скоро выйдет, "четвертая позиция" определяется так: [A] позиция восприятия, которая включает состояние ассоциированности со всей системой или "полем", имеющее отношение к определенному взаимодействию. Она включает в себя проживание ситуации с осознанием наилучшей выгоды для всей системы в целом. Четвертая позиция - это "мы" позиция, и она характеризуется использованием форм 1-го лица множественного числа - "Мы являемся", "Нас" и т.д. Четвертая позиция - это существенный компонент мудрости и экологии. Хотя она не была включена первоначально в группу позиций восприятия (первая позиция - я, вторая позиция - другой, третья позиция - наблюдатель), четвертая позиция является столь же фундаментальной. Она необходима для эффективного лидерства, построения команд и развития группового духа. Как подразумевает сам термин, четвертая позиция пресуппозирует и объемлет другие три позиции восприятия. Люди, неспособные достичь четвертой позиции, имеют трудности в проявлении себя членами группы или сообщества. Опыт четвертой позиции приходит из нахождения более глубоких факторов и характеристик, которые объединяют и соединяют всех членов группы или системы. Это основа того, что известно как "групповой разум". Однако четвертая позиция должна быть отделена от простого консенсуса. Консенсус - это, по существу, соглашение между индивидуумами. Четвертая позиция происходит от прочувствования смысла "сходства" и идентификации со всеми члена системы. Она также пресуппозирует, что человек уже принял другие три позиции восприятия. В функциональных системах все их члены способны принять и испытать четвертую позицию до некоторой степени. Конечно, ключевой пункт, с точки зрения НЛП, заключается не столько в определении или описании четвертой позиции или "мы - позиции" (карта не территория, в конце концов), сколько в процессе, благодаря которому людей можно подвести к опыту, на который мы ссылаемся. Помещенный ниже процесс "Генеративного НЛП" был впервые разработан Робертом Дилтсом (GTC, Лондон, 1998). Позднейшие улучшения были добавлены им и Робертом МакДональдом для семинара "Групповой Разум, Командный Дух". Цель этого процесса заключается в разделении и увеличении опыта ресурсных состояний путем их изучения с различных позиций восприятия. Процесс дает опыт четвертой позиции через со-создание "прочувствованного смысла схожести" между людьми, которое явно выводится из пребывания в других трех позициях восприятия. Процесс соединяет принципы пространственной сортировки, психогеографии и Соматического Синтаксиса. Создание "Мы - Поля": Развитие Разделенного Ресурса ("Мы - Ресурса") Через Соматический Синтаксис. Другой вариант этой процедуры в группе (например, из 7 человек) будет состоять для каждого участника в том, чтобы совершать его или ее ресурсное движение по очереди. Пока один человек делает свое движение, остальные члены группы входят во "вторую позицию", делая это движение самостоятельно. Когда все члены группы продемонстрировали свои движения, члены группы начинают сначала делать свои движения индивидуально, постепенно изменяя их и смешивая их в движение "группового ресурса". Вывод Как и со всеми аспектами НЛП, концепция и применения Позиций Восприятия являются результатом синтеза многих различных точек зрения и идей - и все еще развиваются. Мы ждем дальнейшего обогащения этой важной части НЛП в результате продолжающегося вклада с многих других "позиций восприятия". © Перевод, Иванова А.Е., 2000. При перепечатке ссылка на http://www.a-training.ru обязательна! Переходы:
Важная информация |
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |