Мастерская НЛП
Стратегия эффективного реагирования на критику
Эта стратегия поможет тем, кто хочет научиться безболезненно и адекватно реагировать на любые критические замечания: от начальства, от коллег, от знакомых или друзей, от родственников… Вы встраиваете себе бесценный навык спокойно и хладнокровно оценивать поступающие критические замечания и реагировать на них именно так, как считаете нужным.
Шаг 1. Выход за пределы ситуации.
Представьте, что вы-Режиссер находитесь здесь, в этой комнате. А между тем вы-Зритель находится в зрительном зале и видит на киноэкране вас-Актера. Между вами-Актером и тем человеком, которого Некто на киноэкране собирается покритиковать, стоит стенка из пуленепробиваемого стекла (плексигласа), такой толщины, при которой вам-Зрителю будет спокойно и комфортно наблюдать за представлением. Сделайте стенку такой, чтобы Зрителю было действительно спокойно и комфортно.
Представьте, что сейчас того человека, Актера, Некто на экране только-только собирается критиковать. И Актер пока еще никак не начал реагировать. Он внимателен и спокоен, но знает, что через несколько секунд отреагирует. Назовём этот момент точкой отсчёта. И как только возникает такая точка отсчёта – он, Актер, сразу уходит за стенку из плексигласа. А Зритель с интересом ждет начала сцены.
Итак, есть 3 разных вас. Вы-Режиссер, в универсальном ресурсном состоянии, сидите здесь в этой комнате.
Зритель сидит в зале кинотеатра. Кстати, Режиссер может позаботиться о том, чтобы Зритель всё время чувствовал себя спокойно и комфортно. А вот Актера на киноэкране Некто собирается покритиковать. Возможно, этот Некто уже открыл рот или сделал первый жест. Актер ещё не начал действовать, но знает, что через несколько секунд или доли секунд отреагирует.
2 шаг. Оценка ситуации.
а) Создание фильма.
Сейчас Вашей задачей как Режиссера будет создать фильм об этой ситуации со слов того человека, который критикует Актера.
б) Оценка информации.
Теперь сравните его с начальным вариантом и посмотрите, к какой категории относится данная критика.
- первое – этот человек полностью прав,
- второе – частично прав,
- полностью не прав.
3 шаг. Принятие решения о реакции сейчас.
А теперь посмотрите, как Зритель принимает решение, как ему реагировать в этой ситуации, а Актер выполняет его.
- Если другой человек полностью прав – можно поблагодарить сказать, что учтёт в будущих ситуациях.
- Если частично прав – можно поблагодарить за то, что обратили внимание на то-то и то-то, а вот то-то и то-то было так-то и так-то.
- Если полностью не прав – можно, например, развернуться и уйти, или попробовать переубедить человека, или улыбнуться, или что-нибудь еще.
Тестовый вопрос на экологию:
Вам-Режиссеру действительно нравится, как Актер реагирует? Вы на самом деле хотели бы реагировать подобным образом?
4 шаг. Принятие решения о поведении в будущем.
А теперь посмотрите, как Зритель принимает решение о том, каким образом он будет реагировать в подобных ситуациях в будущем. Через день, через неделю, через несколько месяцев или лет…
Обратите внимание, как Актер в будущем выполняет это решение в каждой ситуации, которая похожа на эту.
5 шаг. Воссоединение Зрителя и Актера.
Представьте теперь, как Зритель и Актер соединяются вместе в единый персонаж.
6 шаг. Закрепление изменений.
- Как Вы думаете, где в прошлом этот навык был необходим вашему персонаж?
- А для каких событий этот навык понадобится ему в дальнейшем?
- А теперь посмотрите фильм о том, как в подобных ситуациях в будущем персонаж реагирует по-новому.
7 шаг. Интеграция.
- Из позиции Режиссера соединитесь с этим новым образом. Как Вам удобнее будет соединиться с ним? Подойдете Вы к нему или он подойдет к Вам?"
Сказочка о Стратегии эффективного реагирования на критику
Жила-была девочка. И звали её Катя. Совсем недавно её семья переехала в новый дом. Это был большой и красивый дом. Рядом с ним находилась детская площадка, там был сказочный домик и яркая карусель, смешные гномы и маленький бассейн с золотыми рыбками. Было лето, и на детской площадке всегда было много детей, которые бегали, прыгали, катались и весело смеялись. Катя смотрела на них из окна и ей тоже хотелось играть вместе с ними. Но она стеснялась к ним подойти. Однажды Катя набралась смелости, взяла свою куклу и пошла на детскую площадку. Возле сказочного домика играли девочки.
Катя приблизилась к ним, держа свою куклу за спиной.
- "Ты – жадина, мы не будем с тобой играть", - сказала самая старшая из девочек.
Катя отвернулась от них и быстро побежала домой. "Как они могут так говорить, они ведь меня совсем не знают!" Ей было очень обидно, из глаз потекли слёзы. Она прибежала в свою комнату, бросилась на кровать и ещё долго плакала, пока не заснула.
И приснился ей сон: Катя увидела себя сидящей в кинотеатре. На экране шёл фильм, где в главной роли тоже была она, и ситуация была такой же, как произошедшая на площадке с девочками. Только когда Кате на экране сказали обидные слова, она подняла голову, посмотрела на девочку, которая это сказала, и спокойно ответила: "Вы меня не знаете. Давайте познакомимся. Меня зовут Катя. А тебя?"
- "Меня – Ира", – ответила девочка. И другие тоже начали называть свои имена.
Катя, сидящая в зале, подумала: я тоже хочу себя так вести!
Катя проснулась. Она потянулась, улыбнулась. На сердце у неё было спокойно. Катя знала, что она подружится с девочками.
Анна Шварцман, предсертифицированный НЛП-практик, июль 2007
Переходы:
Важная информация