Мацов Александр. Проект Моделирования НЛП (NLP). НЛП-мастер-2009
Моделирование навыка выступления перед аудиторией
Модель – Евгений Гришковец.
Контексты применения способности:
- Различные презентации
- Ведение тренингов
- Разнообразие и насыщенность общения один на один
- Понимания аудитории как единого организма, его настроения
Цель использования моделируемой способности:
- Легкое, приятное, эффективное выступления перед аудиторией, как будто общение со старым другом
- Донесение необходимой, конкретной информации
Возможные эффекты от использования способности:
- Преодоление страха перед провалом на публике
- Осознание себя, как человека, умеющего преподать себя с нужной стороны, производя впечатление на человека или аудиторию
- Развитие в направлении изучения и улучшения мастерства в области публичных выступлений
Специфические состояния, которые нужны для успешного обучения моделируемой способности:
- Состояние собранности с долей юмора
- Любопытство
- Гибкость
- Не-знание
- Внешняя референция
- Готовность выкладываться до конца
- Внутренней уверенности
Сенсорные маркеры достижения встроенности навыка:
- Внутренняя референция: открытая поза во время выступления, уверенный голос, соответствие внутреннего состояние с преподносимой информацией
- Внешняя референция: фокус внимания слушателя на рассказчике (калибровка-поза, взгляд), вопросы, если таковые есть.
Описание шагов моделируемого навыка:
1. Предподготовка:
Шаг, в котором приходит понимание необходимости донесения какой-то информации до слушателя.
Поддерживающие убеждения и ценности:
- Рассказать о чем-то - это наилучший способ передачи информации.
- От того, что я рассказываю, непосредственная обоюдная выгода и мне и слушателю.
2. Подготовка:
Сбор информации, проверка достоверности, изложение своих мыслей и фактов на бумаге. Редактирование с ориентировкой на аудиторию.
Поддерживающие убеждения и ценности:
- Я ценю и уважаю своего слушателя.
- Компетентность и конгруэнтность – важнейшие критерии передаваемой информации.
- Создание рамки выступления и захват внимания:
3. Пролог:
Примерно 5-7 минут, обозначение длительности выступления, краткое изложение процесса
создания и становления действа, своеобразный пролог (часть подстройки и ощущение окружающего пространства).
Поддерживающие убеждения и ценности:
- Я ценю свое время и время моей аудитории.
- Любой путь стоит начинать сначала и доводить до логического завершения.
- Основная часть с изложением информации и раскрытием основной темы:
4. Раскрытие основной темы
Раскрытие основной темы, используя небольшие структурные блоки по 5-15 минут, связанные плавными переходами, создавая ощущение потока.
В блоках
- использование периодических петель, оставляющих зрителя в контексте данного конкретного блока
- Всевозможное маркирование сказанного жестами, тоном, мимикой.
- Визуализация картин и образов, о которых ведется речь.
- Постоянное ведение и удержания фокуса внимания, ощущение движения.
Поддерживающие убеждения и ценности:
- Мне самому интересна эта информация, и я рад, что ею делюсь.
- Слушатели это мои друзья, доброжелательно относящиеся ко мне.
- Я могу поделиться этой информацией наиболее интересно, живо для слушателя.
5. Завершающая стадия:
Выделение основной, главенствующей идее в нескольких фразах, фокусировка внимания зрителей на данной идее. Создание завершенности.
Поддерживающие убеждения и ценности:
- Любой путь стоит начинать сначала и доводить до логического завершения.
Демонстрация техники:
- Представьте себе, что вы - ребенок, который только вчера или сегодня появился на свет. Попробуйте, как только возможно, полностью пережить это состояние, состояние незнания, детского любопытства. Побудьте в этом состоянии, без слов, без какого либо внешнего выражения. Удивитесь всему вокруг, порадуйтесь.
В какой-то момент вас может начать переполнять желание открыться в этом мире, рассказать что то, донести эти чувства до других людей, которые, как вам кажется, не знают этого чувства.
- Помня совершенно отчетливо, во всех подробностях, деталях состояние ребенка, начинаете поиск информации в себе, того, что на ваш взгляд, могло бы передать это детское, непринужденное и такое интересное состояние аудитории.
То есть на этом этапе вы можете сенсорно описать это чувство, сформулировать для себя. Возможно, создать какой либо образ или метафору, которое будет сопровождать вас дальше.
Войдите в состояние своего совершенства.
Найдите какую-нибудь ценность, которая поддерживает данное стремление.
Представьте себе картину: Вы где то на сцене, залитой светом. Перед вами зал, полный зрителей. И в этот зал, этим людям, вам хочется привнести это чувство, это состояние.
- Расскажите им, как происходил ваш поиск, вкратце. Расскажите то, что как вам кажется, сможет помочь максимально полно пережить и почувствовать то состояние, которое вы хотите донести.
Представьте себе в виде образа, метафоры или еще как-нибудь, что у вас есть какой-то определенный промежуток времени для этого. Поведайте об этом так же своей аудитории.
- Представьте себе, что вы находитесь на сцене, и видите картину себя - ребенка, ощущаете состояние, которого вы бы хотели донести публике. Из этого состояния начните его описывать, периодически возвращаясь, проговаривайте, что это за состояние, аудитории. Каждое из сенсорных описаний состояния делайте как завершенный отрезок, соединенный со следующим, но несущий какую-то свою смысловую нагрузку.
- Представьте, что вы совмещаете эти отрезки, может быть кубики или еще что-нибудь, в целостное сооружение, превосходное состояния.
Проверка встраивания:
Калибровка внешнего состояния человека, его конгруэнтность.
- Экологично ли ты ощущаешь себя на сцене?
- Хочется что-то еще добавить, улучшить?
Демонстрация модели: выступление перед аудиторией
Здравствуйте! Модель называется "".
Я хочу объяснить немного: За основу я взял много материалов, собранных мной из разных источников, т.е. например, какие-то вещи были смоделированы с моих друзей, что-то было взято из личного опыта. По поводу Гришковца, взятого мною как центральную модель: я моделировал его с помощью спектаклей. Другой информации не было, попытка пообщаться в ЖЖ не увенчалась успехом. Был просмотрен мною многократно один и тот же спектакль, с использованием различных фильтров. Например, я смотрел немого Гришковца, слушал отсутствующего Гришковца. Вначале я шел за ним, подстраиваясь под него, а потом я вел, а он только старался успеть подстроиться под меня.
Сразу скажу, что модель совсем сырая, то есть она формировалась в течение большого отрезка времени кусочками. Окончательно она сформировалась, где то в 4м часу сегодняшней ночи. У меня не было возможности её обкатать и проверить, так что делаю это сейчас, используя пространство студии.
Переходы:
Важная информация