Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А Ш к о л а - м а с т е р с к а я л и ч н о г о р а з в и т и я Т р е н и н г о в ы й ц е н т р О л ь г и Л е в и н о й П У Т Е В О Д И Т Е Л Ь |
||
|
путеводитель Холодинамики : часть 1. модели. система координат Школа и реальность Г.Р.Рейнин. Школа и Реальность. 1 августа 1999 года. г. Ломоносов. Судя по письменным вопросам, вас интересуют мои личные отношения со Школой. Мне кажется, что для вас это не должно быть важно, хотя, если интересно, могу сказать пару слов. Я встретился со школой приблизительно лет двадцать назад. С этим направлением, которое называется Школа. И я почувствовал, что Закон Школы (так, как я его понял из уст И.Н.К.) вполне соответствует и моим представлениям о взаимодействиях с миром и людьми. Поэтому мне внутренне было нетрудно его принять. Я никогда не воспринимал Школу как клуб любителей чего-то или общество поклонников кого-то. Для меня всегда на первом месте были мои индивидуальные отношения со Школой, если, конечно, под Школой понимать определенную традицию. И совсем в другом месте стояли отношения с теми, кого принято сейчас называть "школьными людьми". Это были и сейчас остаются чисто личные отношения. Я иногда слышу высказывания разных людей по поводу того, как сильно они любят Школу. У меня такое переживание - любовь к Школе - пока не случилось. Но у меня есть другое переживание – переживание реальности Школы. Для меня Школа – это, прежде всего реальный способ учиться, способ взаимодействовать с людьми и миром. Это закон, который мне импонирует. Время от времени, в течение всех этих лет, проявлялись разные, иногда совершенно неожиданные, моменты взаимодействия со Школой. Но вот только сейчас, пожалуй, приоткрылся какой-то иной, совсем другой смысл. Смысл, о котором мне и хотелось бы сказать. В свете этого, второго смысла, я по-другому увидел, что такое Мастер Школы, что такое Учитель и т.д. Здесь, возможно, следовало бы начать с позиции, которая лично мне очень близка. Эта позиция представлена в одной суффийской притче, где говорится, что лев - самый сильный хищник, слон может больше всех съесть, а человек пришел, чтобы учиться. Я действительно думаю, что человек пришел в этот мир, чтобы учиться. И правильная позиция человека по отношению к миру - это позиция ученика. Так вот, ключевым моментом моего теперешнего понимания Школы стала фраза: "Школа - это реальность". Хотя это и было сказано И.Н.К. совсем по иному поводу. Он говорил тогда о воплощенности Школы, как потока некоторого знания, о проявленности Школы в виде некоего социально-психологического мира. Это говорилось в том смысле, что Школа стала реальностью. Но для меня в какой-то момент фраза "Школа - это реальность" прозвучала вдруг совсем по-другому. А именно – буквально: "Школа - это Реальность", и человек приходит в этот мир, чтобы учиться, и правильная его позиция - это позиция ученика. В какой-то момент я увидел, что все, что делалось до этого, возможно, и делалось для того, чтобы можно было сказать: Школа – это реальность. И вот тогда прежнее представление о Школе, как о некотором духовном течении, расширилось, заполнив собой всю Реальность. Отпала необходимость отделять Школу от не-Школы или еще от чего-то. А вот Закон Школы (три постулата) - это как раз есть то, что выделяет определенную духовную традицию, которая называется "Школа". Я думаю, что человек (homo sapiens) - единственный представитель фауны нашей планеты, самым сильным местом которого является его сознание, способность к обучению, наличие колоссальных вербальных возможностей, второй сигнальной системы и т.д. И тогда, если принять, что Школа - это Реальность, а Реальность - это Школа, то все без исключения проблемы, сразу становятся проблемами обучения, а всякая ситуация автоматически становится учебной. А "место ученика", о котором часто говорится, всегда четко определено: это именно то место в пространстве, где в данный момент находится ваше физическое тело. Тогда Мастер Школы - это человек, который не только сам способен занять позицию ученика, но и может для других создать ситуацию, где обучение будет происходить максимально эффективно, может подвести к этому поворотному пункту - обучению в Реальности. Есть такое выражение: "Если ученик готов, то приходит Учитель". С этой точки зрения, если ученик готов, то Учитель не то, что приходит, он уже рядом стоит. Он уже здесь. В связи с этим хочется вспомнить Карлоса Кастанеду. Как там... четыре врага Воина. Первый враг - это страх, второй враг - сила, могущество, третий враг – ясность. И, наконец, четвертый - это усталость. Я думаю, что первые три врага, конечно, очень страшные, но они не так страшны, как четвертый. Самый страшный враг - это лень и усталость. С этим, по-моему, ничего нельзя сделать. - Совсем ничего нельзя сделать? - Человек думает: "Ну, ладно, я вот как-нибудь на недельке соберусь и займусь чем-нибудь". Или: "буду два раза в неделю медитировать". Или еще что-нибудь... Но это и есть лень. Находиться все время в позиции ученика с непривычки не просто. Это требует большой концентрации и устремленности. Если я вижу человека ленивого, я не знаю, как ему помочь. Если я вижу, что человек чего-то хочет, но не знает как - это одно дело. Он куда-то стремится... но не знает, как и куда, но я вижу его устремление, я знаю, что эту энергию можно куда-то обратить. Однако, если у человека нет желания учиться, то я не знаю, где взять энергию... Что делать со всем остальным я могу не знать в какой-то момент, но я буду знать по ходу какого-то действия. Но что делать с ленью, я не знаю. Существует убежище, которое организовано в некотором клубе, который тоже называется Школа, и там есть группы, куда люди ходят заниматься. Вроде клуба по интересам, для кого-то в большей степени, для кого-то в меньшей... Но это все как бы в свободное от основной работы время. Я здесь никого не осуждаю, это не хорошо и не плохо, это просто разные способы жить. И пока человек не дошел до того, что ему учиться необходимо, как дышать, до тех пор он будет ходить во всякие секции и искать себе Учителей. Кто-то ему больше понравится, кто-то меньше. Но я действительно убежден, что, если ученик готов, то Учитель уже стоит рядом. И это всегда так! Не нужно искать Учителя. С этой точки зрения, Закон Школы, если его сформулировать, как три постулата Школы, - это как раз и есть правила, которые говорят о том, как нужно учиться у реальности. Что следовало бы принять, чтобы обучение стало максимально эффективным. Первый постулат: "Каждый человек - есть проводник бесконечного океана знания и силы, лежащего позади него". Для меня здесь самое важное не то, что ... бесконечный океан знания и силы, и не то, что он доступен, и можно что-то взять из этого океана. Для меня в этом постулате самое важное слово - слово "каждый". Самое важное, что человек не меньше человека, не меньше и не больше. И именно это положение порождает, с моей точки зрения, такие отношения между людьми, когда человек не ставит себя выше кого-то другого и не ставит себя ниже, не стремится пристроиться сверху и не стремится под кого-то подлезть, пристроиться снизу. Не стремиться стать в позицию ребенка или в позицию родителя, который поучает. В этой ситуации вдруг сразу появляется множество людей вокруг, которых мы ну никак не можем поставить рядом. "Что и этот тоже проводник? И вот этот?" Есть какое-то место, по какому-то большому счету, не личностному, а по какому-то другому, по которому человек не меньше человека. А то, что он проводник бесконечного океана знания и силы, говорит лишь о том, что в каждом человеке есть вся Реальность. В каждом человеке, как в капле воды, есть все-все, что есть в реальности. Есть вся информация, и все люди, и знания обо всех вещах в мире, и все физические процессы, и все состояния сознания, и, наконец, он сам весь целиком. Отсюда уже легко вывести различные технологические моменты, например, принципы сенситивного тренинга. Действительно, если каждый человек - проводник, и в каждом человеке все есть, тогда легко понять, что проблема получения какой-то информации сводится к проблеме организации представления этой информации на каналах ощущений. Это интересно, полезно, но все-таки - это не главное. Второй постулат, который является следующей частью, определяющей школьный поток. "Познай самого себя, как часть Мира, и Мир, как часть себя". Этот постулат говорит о том, что человек есть неотъемлемая часть реальности, включающая в себя всю реальность. Он позволяет увидеть не только себя внутри реальности, но и реальность внутри себя, и себя внутри себя. Он позволяет прочувствовать не только позицию, принятую в мировоззрении того, что называется "Великим Средним": человек – это маленький кусочек реальности, пылинка на песчинке во вселенной. Но и увидеть в себе всю вселенную. Это как раз позиция, позволяющая увидеть отграниченность человеческого сознания, которое требует наличия внешних объектов, чтобы на них опираться, увидеть ограничение человека, состоящее в необходимости отделять себя от мира, от реальности. То есть, можно сказать, что сознание человека это есть отграничивающая отграниченность. Как осознать мир как часть себя? Сознание попадает в ситуацию, где ему не на что опереться. Но без опоры оно работать не может, ему обязательно нужен костыль. И человек придумывает для себя какой-то внешний объект, из которого он сможет что-то получать, будь то Космические Учителя, или инопланетяне, или поток Школы, из которого он получает какую-то информацию. "Я прислушался, и Школа мне сказала". А где Школа? Откуда сказала? Кто там сидит? Кто говорит? Космос говорит человеческим голосом? Кто с кем разговаривает? Тут мысль останавливается: "Школа мне сказала!" Все! Но ведь в этом случае Школа становится таким же костылем для сознания, как и все остальные, как маятник или небесный учитель. Чем мы тогда отличаемся от контактеров, которые общаются с космическими учителями? Не вижу разницы: Школа сказала или учителя с Сириуса. Какая разница? И там, и там мы выделяем внешний источник, который нам что-то говорит. И вот здесь позиция: познай самого себя, как часть Школы и Школу, как часть себя, или: Себя, как часть Мира, и Мир, как часть себя, - как раз и позволяет увидеть этот механизм, механизм получения информации, и правильно к нему отнестись, не идеализировать, не абсолютизировать и не мистифицировать его. Потому что, абсолютизируя его, мы легко попадаем в позицию маленького человека, которому сейчас все расскажут. А дальше: маленький человек старается стать побольше, и все катится по давно уже накатанному пути. И тогда Мастер Школы, Учитель - это погоны в некоторой социальной иерархии. Ну, если Учитель, – это допустим, майор, то Мастер - это полковник, а Вольный Мастер - это уже генерал. - Где существует Школа? Школа – это зачем? - Можно сказать, что Школа существует в голове у И.Н., или в Санкт-Петербурге, или где-то еще. Куда бы мы ее ни поместили, мы ничем не будем отличаться от обычных контактеров. Я вовсе ничего плохого не имею в виду в отношении контактеров. Частенько они говорят очень интересные, нетривиальные вещи. И не их вина, что они не осознают свой механизм получения информации. Это их система верований, их пространство, оно так организовано и так работает. Во всех этих вариантах происходит разделение сознания на два участка, которые дальше уже и общаются между собой. Это необходимый механизм для получения информации. Человек себе не доверяет, а внешнему источнику доверять гораздо легче. Можно посредством Школы, можно посредством маятника, учителей... Это необходимый костыль для индивидуального сознания. Можно посредством карт... С помощью любого средства вы можете организовать пространство своего сознания. Можно сказать: "Мне карты сказали...". На здоровье! Бобы, кости зверей, кофейная гуща и т.д. Я глубоко убежден, что ни одна пылинка, ни один камушек или песчинка в этой вселенной не сдвинутся для того, чтобы подать вам знак. Им глубоко наплевать на все ваши вопросы и на вас в том числе. Но если вы хорошо организуете пространство, то вещи действительно вдруг сами начнут подавать знаки, и отвечать на вопросы. И вот здесь люди часто впадают в мистификацию: "Мир со мной разговаривает". Думаю, что в такую же мистификацию попадают и некоторые "школьные" люди. Возьмем ситуацию обычного шаманизма... Вот есть племя. Они ничего не знают и не понимают. Но есть шаман, который разговаривает с Богами, с Духами. Нужно только попросить у него, шаман там спросит, послушает, и духи ему все скажут. Дров, допустим, надо побольше, т.к. зима будет холодная. Или еще чего-нибудь. Шаман становится как бы посредником между духами (Школой) и простыми людьми, у которых такой связи нет. Так вот, основная моя позиция, и я хотел бы к этому вернуться, состоит в том, что время человеческой жизни - это время, которое отпущено ему, чтобы учиться. И все время, которое он этим не занят, из его жизни вычитается. То есть всякое время, когда он занят чем-то другим, всем, чем угодно. Это не значит, что он сидит за партой и только слушает, ничего не делая. Школа - это Реальность. Он может заниматься чем угодно. Значима только внутренняя позиция. Это Ничто. Это не может быть чем-то конкретным - только так и никак иначе. Это только позиция: либо я хожу на занятия два раза в неделю, либо вся моя жизнь - это ученичество. Это просто разные процессы. Возможно, здесь какой-то мой экстремизм. "Помнить и быть внимательным". Одну и ту же ситуацию можно воспринимать и как страдание, и как урок. И это будут совершенно разные энергетические структуры взаимодействий в данной ситуации. Фактически, Мастер Школы - это человек, который реализовал это состояние. Как я понимаю, такой человек может называться Мастером Школы. Т.е. тот, кто реализовал позицию ученика, и тот, для кого вопрос: "сколько часов в день надо учиться" является неактуальным. Одного дзенского мастера спросили: "А как вы входите в медитацию?" Он ответил: "Не знаю. Я из нее не выхожу". - Это как нельзя быть немножечко беременной? - Да, как нельзя быть немножечко на Пути, два-три раза в неделю, а остальное время "мы тут по делам, на базар..." На самом деле можно и на базар и куда угодно, оставаясь при этом учеником. Это позиция. - Какие ваши отношения со Школой? - Ну, вот такие отношения. - Мы выбираем школу или школа выбирает нас? - Я думаю, что мы выбираем школу. - Школа, она одна? - С точки зрения, о которой я сказал, она одна. Никаких других школ нет. Хотя, если Школу брать, как некое сообщество людей, то можно сказать, что она есть одно из многих направлений и школ, отличающихся способами взаимодействия с реальностью. - У некоторых людей после тренингов появились новые возможности взаимодействия, а они не знают, зачем эти возможности им нужны. - Я думаю, что появление этих способностей будет естественно продвигать их к каким-то трансформациям. Конечно, в этом могут помочь какие-то школы, традиции, которые окажутся им ближе. Первоначально их запрос обычно связан с утилитарной логикой личности: если есть что-то, то оно обязательно должно быть для чего-то. Но, в конце концов, в разных школах по-разному. Иногда способности появляются в результате какого-то духовного продвижения, а иногда - наоборот. Еще немного о состоянии ученика. Мне кажется, это место самое важное, ключевое. Здесь можно выделить две позиции. Есть позиция делания – позиция человека, который не ждет милости от природы, старается взять от нее максимум. Это жизнь от недостатка. Делание и приобретение. И вторая - это позиция неделания, когда человек действует как часть реальности, в соответствии с тем пространством, в котором он оказался в реальности. Он может при этом либо сидеть неподвижно, либо быть очень активным, совершать какие-то действия, но не в силу каких-то своих представлений о том, что и как нужно делать, а, действуя как часть реальности, в которой происходит реализация некоторого намерения. И вот здесь уже можно говорить: "Это движение целого в целом". Тогда это понятно, потому что человек в этом состоянии все время движется в пространстве своего Учителя. И все остальные люди, которые с ним взаимодействуют, тоже при этом будут восприниматься как часть реальности. Позиция ученика - есть позиция ученика. А дальше со всей своей атрибутикой ты либо в этом, либо не в этом. В разных системах есть разное отношение к женщине, но по большому счету никакой разницы нет. Ты либо учишься, либо страдаешь. |
наш букварь
РЭЙКИ СТУПЕНЬ 1
наш букварь
СЕНСИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ
холодинамика-0
В ПОХОД ЗА ЛИЧНОЙ СИЛОЙ холодинамика-1
ПУТЕШЕСТВИЯ C ПОТЕНЦИАЛОМ холодинамика-2
ГЛУБИННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ холодинамика-3
ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ЖИЗНЬ" холодинамика-4.1
ТАНЕЦ АРХЕТИПОВ холодинамика-4.2
ИНИЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТА |
2002 - 2015 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |