|
Гуру Гампопа. Высший Путь : Драгоценные Чётки
из книги "Тибетская Йога и Тайные Доктрины" ; aнгл.перевод и примечания У.И.Эванс-Венца
с благодарностью к источнику текста: http://openpage.ru/at/linx/guru1.htm
Примечания У.И.Эванс-Венца (с сокращениями)
- Дхармакайя.
Существуют три "тела Будды", которые символизируют его сущность, отражение сущности и проявление ее в практическом аспекте. Дхармакайя - первое тело, "тело закона", символизирующее истинный духовный опыт.
- Все существа - наши предки.
Согласно теории перевоплощений, все живые существа уже были нашими родителями.
- Требуется найти соответствующую линию поведения.
Поскольку существует множество путей достижения (Садхана) цели духовного развития, нужно выяснить, какой из них соответствует нашим индивидуальным особенностям.
- Гуру.
Духовный наставник, руководитель в Садхане.
- Отмечены Кармой.
Здесь: имеют природные дарования.
- Не следует избегать омрачающих страстей.
Это дает человеку возможность в полной мере познать цену любым проявлениям жизни (в сравнении с духовным опытом) и тем самым способствует крушению иллюзий.
- Сознание без независимого существования.
Сознание, обусловленное заключенными в нем формами (Рупа) и, в отличие от Просветленного Сознания, зависящее от них.
- Не неизменно.
То есть не вечно: изменяется и умирает.
- Идеи возникают от сцепления причин.
То есть не имеют независимого существования.
- Практическое осуществление непривязанности.
Это относится как к материальной собственности, дому и семье, так и к диктату социальных отношений и обычаев, которые служат повсеместной причиной прикованности к растрачиваемой по мелочам жизни. "Все мирские стремления не приносят ничего, кроме одного неизбежного и неминуемого конца, которым является страдание: накопленное уходит сквозь пальцы, построенное разваливается, встреча заканчивается разлукой, здоровье - болезнью, рождение - смертью" (Миларепа). Экклезиаст, в прошлом царь иудейский, говорит нам об этом: "Я видел все дела, которые вершатся под Солнцем, так вот все это суета и ловля ветра". Сорвав и отведав привлекательные плоды древа жизни, человек утрачивает мирские иллюзии и, обретая духовное зрение, видит то единственное, что способно дать непреходящее удовлетворение как сейчас, так и в час смерти.
- Трехглавая Мандала.
Мандала - геометрическая диаграмма, которая облегчает сосредоточение внимания и визуализацию различных принципов; Трехглавая Мандала посвящена духовным силам, которые проявляются посредством тела, речи и ума человека.
- Неизбежная природа следствий.
Согласно теории Кармы, каждый поступок, мысль или желание со временем неизбежно приносят плоды - хорошие или плохие, в зависимости от того, хорошим или плохим было породившее их действие, мысль или желание.
- Юга.
Эпоха.
- Блуждание во мраке неосмысленности.
Когда человек не может верно истолковать результаты медитации, они становятся причиной умственного разброда.
- Обуздание мышления можно ошибочно принять за нерушимое сознание.
Подобно тому как ноль можно ошибочно принять за бесконечность.
- Бхикшу.
Член Сангхи, буддистской общины.
- Тот, кто рождается человеческим существом.
Только человек способен развиваться; ни у божеств, ни у животных такой возможности нет.
- Уподобляется молнии, ударившей в поверхность воды.
Считается, что когда молния бьет в воду, она не достигает своей истинной цели, которая состоит в том, чтобы что-нибудь поджечь.
- Десять бесполезных вещей.
Они бесполезны в том смысле, который подразумевал Миларепа: "Приди к ясному пониманию того, что человеческая жизнь никогда не должна растрачиваться впустую на духовно бесцельные дела". Эти наставления, если правильно их понять и применять практически, ведут к прекращению всякого рода эгоистических поступков. Эти наставления проясняют некоторые моменты, на счет которых наши иллюзии особенно сильны.
- Бесполезно наживать мирские богатства для потомков.
Растрачивать драгоценные минуты быстротечной жизни на накопление мирских богатств, думая тем самым принести пользу себе и своей семье, недальновидно и глупо. Свое время на Земле нужно отдать обретению непреходящих богатств, способных оказать помощь как при жизни, так и при смерти. Родители должны передавать в дар детям науку о приобретении богатств именно такого рода, а не мирские "богатства", усиливающие рабскую зависимость их обладателей от этого мира.
- Несчастные состояния существования.
Вступление в общину не спасает от личной Кармы: если она обусловлена преимущественно отрицательными поступками, то следующее воплощение будет менее благоприятным, вплоть до того, что человек может родиться шакалом или жабой.
- Троица.
Здесь: Будда, его учение и община. Члены общины не имеет права претендовать на свою долю, все подношения идут в общую казну.
- Проницательность.
В оригинале - Буддхи: "пробужденность", "внимательность", "духовная интуиция".
- Бессодержательная сущность сознания.
Сущностью, источником всех "форм" внешнего мира, равно как и сознания, выступает бескачественная, неатрибутивная Пустота. При условии ясного сознавания этого факта отпадают за ненадобностью многие вещи, необходимые прежде для достижения этой цели.
- Нет нужды стремиться к освобождению от проступков.
Тому, кто достиг изначальной Чистой Сознательности (Бодхичитта) или Пустоты, иллюзорность проступка и не-проступка становится очевидной. Ему также нет нужды освобождаться от кармических следствий своих прошлых проступков, поскольку Пустота не затрагивается Кармой.
- Медитировать над состоянием Незнания.
Такая медитация практикуется для того, чтобы приблизиться к истинному состоянию сознания (Пустоте), неизменному и отделенному от процессов мышления.
- Перенос сознания.
Имеются в виду "практики умирания", переноса сознания через порог смерти.
- Шесть сфер.
Сферы существования, подверженные закону Кармы: а) мир Девов, положительных божеств; б) мир Асуров, отрицательных божеств, титанов; в) мир людей; г) мир животных; д) мир Претов, низших духов, лишенных возможности удовлетворить свои бесчисленные желания; е) миры ада.
- Самадхи, в котором все еще осталась мысль.
Самадхи, высшая ступень медитации, в свою очередь имеет четыре ступени. Низшие ступени Самадхи можно ошибочно принять за высшую ступень.
- Непривязанность.
Вайрагья.
- Все равно, воздерживается он от мирских дел или нет.
Поскольку он не привязан к результатам своих действий, которые, таким образом, не порождают кармических следствий.
- Все равно, медитирует он или нет.
Поскольку цель всех форм медитации для него достигнута.
- Все равно, следует ли он обычаям, или нет.
Поскольку он следует истине, а не обычаям.
- Все равно, может он демонстрировать чудесные силы или нет.
Поскольку они относятся к феноменальной реальности и утратили для него всякое значение.
- Дхарма.
Дословно "закон", "доктрина", "учение". Дхарма означает также изучение Писаний и практическое их осуществление в целях достижения Нирваны.
- Десять благочестивых действий:
три действия тела (спасение жизни, целомудрие и милосердие), три действия речи (правдивость, миролюбие и проповедь) и четыре действия ума (сострадание, желание добра, смирение и вера).
- Шесть безграничных добродетелей:
милосердие, нравственность, терпеливость, трудолюбие, медитация, мудрость. В палийском каноне их десять: милосердие, нравственность, отречение, мудрость, энергия (трудолюбие), терпимость, правдивость, доброжелательность, любовь и невозмутимость.
- Четыре благородные истины:
1. Существование неотделимо от страдания;
2. Причина страдания - это желания и жажда существования;
3. Прекращение страдания достигается путем преодолением желаний и жажды к существованию;
4. Путь к прекращению страдания - это благородный восьмеричный путь.
- Четыре состояния существования без формы.
Это четыре сферы Брахмалоки, "мира Брахмы", которым соответствуют четыре стадии освобождения сознания от его самых тонких и неуловимых объектов в ходе медитации. В первой единственным объектом сознания служит бесконечное пространство (Акаша). Во второй единственным содержанием сознания служит безграничное познание (Виджняна). В третьей оно выходит за границы второй, освобождаясь от всякого движения мысли. В четвертой стадии оно существует само по себе и в себе самом, не испытывая ни восприятия, ни не-восприятия, в глубочайшей неподвижности. Эти состояния сознания (которым соответствуют также состояния существования в Брахмалоке) настолько необычны, что их можно ошибочно принять за Нирвану. В свое время Будда отказался от такой практики, поскольку обнаружил, что она неспособна привести к Нирване.
- Два тайных пути духовного развития.
Один ведет к небесным мирам, другой, высший - к Нирване, разрывая круг рождений и смертей.
- Духовно просветленные воины и брахманы.
Большинство духовных учителей происходят из двух высших каст - воинов и брахманов.
- Четыре великих наставника.
Четыре небесных царя, охраняющих четыре части Вселенной от сил Зла, четыре великих наставника человечества. Белый Дхритараштра охраняет восток, зеленый Вирудхака - юг, красный Вирупакша - запад и желтый Ваширавана - север.
- Разные классы божеств.
Согласно буддистской "психокосмологии", Вселенная разделена на три мира. Первый - область чувственности, Камадхату, имеющая шесть уровней, одним из которых является наш мир. Второй - область формы, Рупадхату, имеющая семнадцать уровней, свободных от чувственности. Третий - бесформенная область, Арупадхату. Нирвана выше всех миров.
- Те, кто вступил в Поток, те, кто возродится еще лишь раз, и Архаты.
Эти три градации человеческих существ соответствуют трем шагам к Архатству, святости в буддийском смысле: состоянию, предшествующему полному просветлению сознания Будды.
- Самопросветленные Будды.
В отличие от Всеведущих, они не проповедуют Учение публично, но просто оказывают благо тем, кто вошел с ними в соприкосновение.
- Бодхисаттвы.
Следующим шагом Архата может быть Нирвана. Однако если он принимает обет не уходить в Нирвану до тех пор, пока каждое живое существо не пройдет пройденный им Путь, он становится Бодхисаттвой, который сознательно идет на последующие воплощения в этом мире.
- Защитные духовные вибрации.
Если бы скрытое вибрационное воздействие Бодхисаттв, которое делает возможным духовное продвижение всех существ, отсутствовало, человечество оказалось бы погруженным во мрак чувственных иллюзий и духовного невежества.
- Моменты счастья даже в самых неблагоприятных состояниях существования.
Плоды добрых дел дают о себе знать в любых неблагоприятных последующих воплощениях.
- Двойная заслуга.
Это "причинная заслуга", которая является плодом милосердных дел, называемая также "преходящей заслугой", и "духовная заслуга", возникающая в результате высшего отказа от "причинной заслуги".
- Двустороннее помрачение.
Это помрачение сознания дурными страстями, а также ложной верой в бессмертную личную душу и реальность явленных форм.
- Сущностная Реальность не имеет качеств.
Любые качества относятся к феноменальной, явленной реальности.
- Самбхогакайя.
Второе тело Будды, "тело величия" или "тело блаженства"; отражение первого тела (Дхармакайи), неописуемое сверхчеловеческое состояние блаженства.
- Нирманакайя.
Вторичное отражение Дхармакайи, третье тело Будды, "тело воплощения". Это состояние, в котором пребывают Бодхисаттвы, отложившие собственное вхождение в Нирвану для того, чтобы "будить спящих". В этом состоянии духовное и чувственное, сознание и материя, феномен и ноумен, - все двойственности сливаются в единстве.
- Дхармачакра.
Учение Будды, символизируются Дхармачакрой, "колесом Истины", которое он привел в движение своей первой Бенаресской проповедью.
в начало текста
|
|