Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | М. Щербаков IV. Кластерная теория просветления Не вдаваясь в обсуждение формальных определений просветления, праведности или святости, отметим, что с позиции КТИ состоянию просветленности отвечает структура с глобальным, плотно упакованным кластером. Структура просветленного состояния — это не набор локальных кластеров, а один, но очень большой канальный суперкластер, охватывающий все или почти все области смыслов и все слои сознания (в частном случае возможно "локальное просветление" — большой канальный кластер, охватывающий все слои сознания, но не все области смыслов). Создание такой структуры является задачей религий и духовных практик. Проведем краткий анализ методов, предлагаемых различными религиозными и духовными системами. Христианство: православие и католицизмВ христианстве сформировалась модель роста кластера "сверху вниз", при этом особое внимание уделяется формированию резонансной ВЭ: выстроенное ритуальное пространство, моления в церкви при стечении большого числа прихожан, пение, многочисленные аудиовизуальные и кинестетические "якоря". Одним из путей выстраивания резонанса и создания зародышей глубоких кластеров являются мягкие энергетические инициации — крещение, причащение, венчание и другие таинства. В такой системе ВЭ и структуры поверхностных кластеров должны быть обязательно резонансными, так как в противном случае поверхностный слой будет экранировать ВЭ (что, впрочем, нередко и случается), поэтому большое внимание уделяется стандартизации и единообразию ритуалов, инициаций и малейших деталей изложения идеологии. В истории христианства даже не очень значительные изменения в ритуалах часто приводили к расколам и войнам, после чего каждая ветвь выстраивала свое узкорезонансное ритуальное пространство. Не случаен категорический запрет любых "не своих" эзотерических техник и проявления интереса к другим религиям. Техники-то, может быть, и хорошие, но, возможно, нерезонансные к "своим". Большое внимание в христианстве уделяется ВЭ среды обитания. " Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы ", — сказано в Писании (1 Кор. 15.53). Те, кто решал посвятить себя духовному развитию, жили при храмах, уходили в монастыри или становились отшельниками. В последнем случае можно говорить о спонтанном развитии глубинного кластера, перестройке мотивации и стремлении оградить себя от нерезонансной ВЭ на время формирования достаточно большой и стабильной кластерной структуры (точнее, находиться под воздействием ВЭ естественной природы, резонансной к глубинным и архетипическим кластерам). В эзотерических техниках православия используются и методы работы с глубинными кластерами, при этом ВЭ частично экранируется с помощью специальных медитаций (например, Иисусовой молитвы). Христианство также предлагает изменение ВЭ среды обитания для мирян: освящение жилища, совместные молитвы членов семьи, иконы (и "якорь", и прямой источник резонансной энергии), лампады. БуддизмВсе вышесказанное о создании резонансного поля ВЭ в христианстве относится и к буддизму. Одним из сокровищ буддизма является буддистская община (сангха). Однако модель роста кластеров в буддизме имеет существенную специфику. Особое внимание уделяется медитативным практикам, т.е. росту глубинных кластеров с постепенной проводкой их к адаптативному слою. Для повышения эффективности такой системы используются методы расширения восприятия, такие как Саттипатхана, Випассана и др., направленные на восприятие мира Здесь и Сейчас, т.е. на достижение прозрачности адаптативных структур в области восприятия, а также постепенное разрушение нерезонансных адаптативных кластеров — освобождение от привязанностей. Отметим, что последователями "прямого пути" практикуется исключительно работа с глубинными кластерами, в практиках для мирян формирование подповерхностных кластеров сочетается с работой на адаптативном уровне. Важнейшее отличие буддизма от большинства мировых религий состоит в акценте на процесс формирования кластера, а не на резонансную энергию ВЭ. В таком подходе есть свои достоинства и недостатки. С одной стороны, требуется больший уровень осознанности последователей религии (и, соответственно, от буддистов требуется уделять такому процессу больше внимания), с другой стороны, сильно страдают организационный аспект и возможность распространения религии среди широких масс. Видимо, различие основных механизмов формирования кластерных структур в различных религиях и обусловливает различие западной и восточной культур. В одной большее внимание уделяется работе с глубинными и подповерхностными слоями, а адаптативный слой подстраивается под них, в другой — формированию хорошей адаптативной структуры, резонансной с ВЭ и способной эффективно ее обслуживать, а глубинные структуры могут направленно трансформироваться лишь у немногих людей. Некоторые специфические духовные практики. Суфизм, дзэн-буддизм и методы прямой передачиОчень интересные техники, направ-ленные на рост глобального кластера, разработаны в суфизме и некоторых школах дзэн-буддизма. "Посторонняя" внешняя энергия максимально отсекается, и ученик постоянно находится в сильном поле Учителя. При этом постоянно проводится формирование резонансных кластеров по всему пространству слоев и смыслов (это может подкрепляться мягкими энергетическими инициациями). Важно отметить, что возможность формирования резонансных кластеров обеспечивается наличием мощного внешнего поля, как правило, поля Учителя. После того как концентрация кластеров станет достаточной, Учитель дает последний толчок — жесткая инициация, коан или просто удар башмаком по голове. За счет квантомеханических эффектов происходит мгновенное слияние кластеров в одну гигантскую структуру — наступает просветление (рис. 6). Отметим, что похожие техники используют учения с прямой передачей знаний . Во всех случаях очень важно воздействие поля Учителя и энергетическая инициация в той или иной форме. Система Рэйки формировалась в Японии именно по такому принципу, однако в Европе первое составляющее — постоянное общение с Учителем — было резко сокращено или совсем отброшено. В раннем христианстве крещение также проводилось в форме двухступенчатой инициации, после которой на крещеного снисходил Святой Дух, и он получал способность к целительству и расширенному восприятию, то есть формировался глобальный или достаточно большой канальный кластер. В дальнейшем такая способность была утрачена, хотя в некоторых случаях энергетическая инициация (Рэйки, крещение или что-то еще) может привести к интеграции кластеров и в отсутствие поля Учителя. Это возможно, если уже существует резонансная система близких кластеров, т. е. человек готов к изменениям, близок по духу идеологии данного духовного учения и полностью доверяет данной системе и Мастеру (священнику), проводящему инициацию. Шаманские техники Шаманизм, вообще говоря, не является путем духовного развития для всех — это в большей степени техника "профессиональной подготовки специалистов". Поскольку от шамана требуются прежде всего экстрасенсорные навыки и умения, а также способность к целительству, метод предусматривает формирование мощных кластеров в архетипической области. При этом для минимизации посторонних воздействий и повышения стабильности глубинного кластера адаптативный слой частично разрушается и превращается в биполярный экран (своего рода р-n-переход). Такой шаман живет на отшибе, один или с учеником, и довольно слабо социально адаптирован (иногда даже явно "ненормален"). Общество само обеспечивает его всем необходимым. Формирование описанной структуры проводится с помощью жестких инициаций, прямых воздействий на глубинные слои, часто с применением наркотических и других натуральных препаратов, блокирующих адаптативные структуры сознания. При использовании восточных практик в "европейских" семинарах важно принимать во внимание такие особенности. У представителей древних восточных (африканских, латиноамериканских) культур и современных европейцев, естественно, различаются цели, мотивация и требования к экологии (безопасности) процесса. В заключение отметим, что, с одной стороны, КТИ является структурным метаанализом существующих подходов к работе с сознанием, а с другой — это модель, позволяющая создавать и совершенствовать (а в будущем и моделировать на компьютере) технологии работы с человеком. КТИ показала свою эффективность при разработке групповых и индивидуальных техник личностного развития. Так, кластерная модель использовалась в разработке и развитии тренингов Discovery и Inner Discovery, методов индивидуальной терапии — ИТТ (Интегральная Телесная Терапия), DLT (Терапия Глубоких Уровней), а также в создании ряда других программ различными авторами. Вопросы по материалу статьи Как происходит развитие плода и новорожденного с точки зрения КТИ?На первых этапах развития плода существует относительно чистая и поэтому прозрачная структура в адаптативной области, а также наличие небольших кластеров в глубинных архетипических и перинатальных слоях. Как следствие, дети более интуитивны. Реакции первых недель жизни основаны непосредственно на информации в глубинных кластерах. Затем происходит постепенный рост как глубинных, так и адаптативных структур. Поскольку в европейской культуре эти процессы происходят почти независимо, со временем возникает конфликт между мощными кластерами этих слоев. Такой конфликт хорошо описан в психоанализе, аналитической психологии и других психологических школах. В чем отличие человека от высших животных с позиции КТИ?У животных от рождения существуют хорошо структурированные кластеры в глубинных слоях, но у них меньше возможностей для формирования развитых подповерхностных и средних структур. Поэтому восприятие у животных в архетипических и экстрасенсорных областях острее, чем у людей. Более слабый подповерхностный слой животных облегчает связь адаптативного и архетипического слоев, т. е. прямое воздействие на глубинные слои быстро и непосредственно трансформирует адаптативные. Вследствие более прямой связи слоев сознания животные рождаются более приспособленными к жизни, чем люди, и быстрее развиваются в первые годы жизни. Отметим, что с позиции КТИ постоянное нахождение под воздействием ВЭ домашних животных должно оказывать благотворное влияние на людей именно из-за наличия у них более простой и гармоничной структуры глубоких слоев сознания. Как можно описать восприятие просветленного в КТИ?Тотальное восприятие, чувствование и осознание во всех слоях и во всех проявлениях. Такую возможность дает канальная структура кластера. При этом не обязательно пользоваться речью, т.е. использовать адаптативный слой в качестве посредника. Любая информация непосредственно резонирует на всех или почти на всех уровнях сознания. Что такое шизофрения с точки зрения КТИ?Однозначно ответить на этот вопрос трудно в связи с некоторой нечеткостью самого понятия и различными представлениями о его природе. Наиболее близкий ответ — наличие мощных нерезонансных диссоциированных кластеров в глубинных областях. В определенных случаях при сильной диссоциации возможно формирование "множественной личности". Адаптативный слой подвергается сильному влиянию полей таких кластеров, вплоть до полного разрушения и перестройки полями наводок. Под воздействием поля ВЭ (в частном случае поля терапевта) адаптативные структуры могут восстанавливаться — наступает рецессия, однако при повышении температуры среды или при резком негативном воздействии внешней энергии они снова разрушаются. Отметим, что такой человек может воздействовать на окружающих полем мощных глубоких кластеров, повышая вероятность заболевания шизофренией лиц, находящихся в постоянном с ним контакте. Что такое невроз и психоз с точки зрения КТИ?Невроз — конфликт между адаптативными и глубинными структурами, чаще всего инициированный нерезонансной ВЭ. Систематические занятия духовными практиками уменьшают вероятность возникновения неврозов (неправильно построенные занятия увеличивают вероятность). Психоз — конфликт между поверхностными структурами и ВЭ. Какие структуры в модели КТИ ответственны за восприятие окружающего мира и формирование поведения?На самом деле — абсолютно все. Общая структура сознания в КТИ представляет собой единую голографическую структуру, связанную общим динамическим полем. При этом возможно взаимодействие с окружающей энергией Вселенной на уровне резонансов в любом слое сознания. В этом вопросе КТИ находится в согласии с голографической моделью мозга Прибрама. В то же время в западной культуре основной и наиболее изученный канал взаимодействия — через поверхностный адаптативный слой. Как может осуществляться доступ к глубинным архетипическим структурам?Существует несколько возможностей. Глубокие медитационные процессы дают определенную возможность такого доступа, однако такой процесс плохо контролируется, и последующая интеграция с адаптативными слоями может быть затруднена. Буддистские медитации на восприятие мира "таким, какой он есть" ставят целью сделать поверхностные и подповерхностные структуры прозрачными и непосредственно интегрировать глубинные кластеры, однако это достаточно долгий и кропотливый процесс (Отметим, что похожие практики — "умное делание" — существуют и в эзотерической православной традиции). Наконец, возможно спонтанное возникновение резонансного канала, обусловленное квантовыми эффектами (туннельный переход), т. е. наступает мгновенное озарение — это состояние пророка, великого Учителя или Творца (художника, поэта, ученого). При этом, во-первых, освобождается огромная энергия, лежащая в архетипическом слое, во-вторых, открывается доступ к информационному полю Вселенной, так как именно в этом слое находятся кластеры, резонансные к энергии Вселенной и являющиеся своего рода антеннами. В чем органическая причина "разделения" слоев сознания?Одна из причин — структура мозга. Более старые отделы — древний и передний мозг формировались на протяжении около миллиарда лет, в то время как кора — нескольких миллионов. Следствием этого являются различные характерные частоты, ритмы различных отделов мозга. Такая структура затрудняет прямую связь между архетипическим и адаптативным слоями сознания. В то же время КТИ показывает, что сознание является единым голографическим пространством, в котором связь может осуществляться не только через прямое взаимодействие, но и за счет квантовых туннельных эффектов (при наличии соответствующих резонансных структур). Таким образом, на данном этапе эволюции человек от рождения не имеет гарантированного доступа к некоторым мощным ресурсам сознания, но имеет полную возможность их развития за счет квантовых эффектов. Какова структура глубоких уровней сознания?Структура глубоких уровней сознания является темой отдельной работы. Отметим, что в КТИ оперируют подходом, несколько отличающимся от модели архетипов Юнга и подхода Гроффа. Вводится понятие базовых форм — глобальных энергетических структур, резонансных к определенным глобальным модальностям Вселенной. К базовым формам относятся, например, огонь, вода, секс (половая дуальность). При этом относительная глубина уровня связана с длительностью эволюционного развития данной формы, например, секс выше огня, но ниже соответствующего архетипа в модели Юнга. Базовые формы резонансны к гигантским источникам энергии во Вселенной, и именно на этом строятся многие религиозные, эзотерические и магические техники. КТИ рассматривает базовые формы как своего рода ортонормированный базис. В различных методах работы с сознанием доступны для исследования проекции базовых форм, часто существующие в виде метафор (в этом смысле архетипы являются именно такими проекциями). Исследование взаимодействия базовых форм с менее глубокими слоями сознания может дать исключительно ценный материал для почти неограниченного развития ресурсов человека. ЗаключениеОсновная идея этой работы — предложить модель сознания, т. е. способ описания и структурирования внутреннего опыта. Известно, что "карта не есть территория". Какое отношение имеет модель КТИ к территории Вашего опыта? Если Вы решили отправиться в путешествие, у Вас может быть точное описание, куда идти и где поворачивать; можно найти проводника и просто следовать за ним в надежде, что он точно знает, куда идет; можно прочесть заметки других путешественников. Но в великих сказочных путешествиях, где герою предстоит найти что-то действительно важное, необычное и исключительно ценное для себя и для мира, всего этого недостаточно — приходится искать самому, ошибаться, смотреть по сторонам и учиться видеть. Развитие модели привело к появлению объемистой книги, в которой на основе КТИ анализируются самые различные явления и подходы — от самоидентификации до отношений мужчины и женщины. Но важно помнить, что в этой концепции содержатся как бы два "слоя": первый — это собственно модель (картографирование), а второй — анализ различных явлений и областей внутреннего опыта (описание территории); последнее, как принято говорить, не обязательно совпадает с точкой зрения редакции и читателей. Многие идеи достаточно дискуссионны, и автор очень надеется, что их не воспримут как великую и непоколебимую истину. Сама идея создания целостного взгляда (модели), объединяющего столь широкие области знания и опыта — от психотерапии и социальной психологии до мистического духовного опыта и религии, — требует процессуального подхода. Часто неожиданные озарения возникают при внимательном взгляде на детей. Пятилетняя Маша что-то увлеченно рисует цветными карандашами. С помощью модели КТИ можно написать сценарий тренинга или создать технику индивидуальной терапии, и автор выражает глубокое восхищение теми творческими психологами, которые уже попробовали мыслить категориями и языком КТИ и создали свои красивые техники на грани психологии и мистики. А можно просто "примерить модель на себя", структурировать свой личный опыт и переосмыслить что-то в себе, социуме, поведении других людей. Подход КТИ можно рассматривать и как модель сознания, и как своеобразную метафору, что-то проясняющую в Вашем внутреннем опыте. опубликовано на сайте Института развития личности Переходы: Важная информация |
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |