Дэниэль Лепкофф.
Контактная импровизация,
или Что происходит, когда я фокусирую внимание
на ощущении гравитации, земле и партнере?
Я узнал о Контактной Импровизации от Стива Пэкстона. Мы встретились незадолго перед тем, как Контактная Импровизация впервые была продемонстрирована публично. Стив посетил Рочестерский университет, где я изучал математику и танец, в 1970 году. Стив провел тогда 24 часовой класс по танцу. Мы собрались в студии рано утром, сконструировали укрытие в виде тента из большого шелкового парашюта, который был привязан к балетному станку и поддерживался деревянными палками аккуратно расставленными на танцевальном полу. Внутри было уютно. Мы шатались вокруг, разговаривали, рассказывали истории, пели песни до тех пор, пока не заснули. Проснувшись, я повернулся на полу, открыл глаза и заметил что небольшая группа участников уже начала работу, сидя в кругу, освещенном утренним солнцем. Я присоединился к ним. Мы внимательно наблюдали процесс дыхания, а именно вдох, выдох и переход между ними. День продолжался в свободной и неторопливой манере. К полудню мы перешли к положению стоя и хождению, а ближе к вечеру начали исследовать некоторые рудиментарные упражнения по контактной импровизации. Кажется, мы работали с нижними частями ног. У нас было много времени, время чтобы слушать Стива, его мысли и образы, и время сидеть в тишине, осознавая свои физические ощущения и восприятия, сознавая "свое животное" (концепция, которую Стив часто использовал в те ранние годы). Оглядываясь назад, можно сказать, что смысл этого класса был в том, что можно ЖИТЬ, опираясь на опыт своего тела, и что жизнь в своем теле не обязательно относится только к танцклассу, но является способом проводить время, любое время, и возможно все время.
Эти воспоминания придают аромат контексту, в котором начиналась моя работа в Контактной Импровизации. Концепция Стива Пэкстона о "своем животном" была захватывающей. Его слова, "заботьтесь о своем животном", передавали тонкий, земной и таинственный смысл. Концепция указывала на присутствие в нас существа скрытого под социальным "Я", под той нашей частью, которая выражает себя в словах, линейном мышлении и двигательном поведении, приличном в цивилизованных местах. Свое "животное" - это физическая смышленость, складывающаяся из двигательных паттернов и рефлексов, как унаследованных, так и заученных, формирующих нашу способность к выживанию и желание энергичного взаимодействия и игры с окружающим миром.
Главным аспектом ранних сессий Контактной Импровизации было уговорить, ободрить и вовлечь в действие эту животную разумность. Поскольку "свое животное" понималось как глубинное физическое "я", большая часть усилий была направлена на то, чтобы освободить ему дорогу, снять один уровень контроля и научиться доверять другому уровню. Стив очень заботился о безопасности и сознательно или интуитивно культивировал чувство внимания и уважения ко всем возникавшим непредвиденным энергиям. Он добивался этого медленным, ровным и мягким тоном голоса; систематической, терпеливой, и простой физической работой; и поддержанием высокой степени внимания в классе во время открытых танцевальных сессий.
В фильме "Fall After Newton" Стив говорит: "В Контактной Импровизации образы сначала ощущаются телом, а потом осознаются умом". Слово "образы" призвано обозначать способы, которыми наш физический опыт организует себя, способы которыми тело сообщает нам нечто. То, что сообщение тела идет первым, а сознательное распознавание вторым является существенным различием между Контактной Импровизацией и другими подходами к танцу. В Контактной Импровизации в основе дуэта лежит открытая и физическая предпосылка. Здесь нет предписанного "образа", который танцор должен использовать во время дуэта. Это вызов абсолютно другого рода, нежели исполнение поставленной хореографии.
Научиться Контактной Импровизации это научиться ставить вопрос. Вопрос следующий: Что случается, если я фокусирую внимание на ощущении гравитации, земле, и моем партнере? Этот вопрос задается не умом, он формулируется телом. Это достигается мастерством и требует особого усилия. Необходимо иметь интерес к собственному физическому опыту и тем ассоциациям и образам, которые возникают в теле, когда вы двигаетесь. Нужно любопытство относительно собственных уникальных паттернов реагирования. В основе практики должна лежать жажда неизвестного и согласие переживать дезориентацию. Энергия интереса этого вопрошания и есть сердечный пульс дуэта Контактной Импровизации.
В Контактной Импровизации находки в движении возникают как взаимодействие законов физики с живой структурой тела. Специфические находки в движении сами по себе не обязательно вызывают самый большой интерес при наблюдении дуэта. Контактная Импровизация конструирует формальные условия для наблюдения индивидуальных спонтанных реакций на неожиданные и непривычные физические обстоятельства. Это проявление физической истории танцоров в ее глубоко человеческой выразительности, воображения, особых стратегий выживания, и телесной разумности.
Я чувствую, что к несчастью огромное непонимание концепций Контактной Импровизации распространяется в танцевальном мире. В основном обучение и практика Контактной Импровизации сфокусирована на физических навыках и виртуозности, которые возникли за 25 лет развития формы. Этот интерес к физическому мастерству может рассматриваться как эволюция Контактной Импровизации в плане формы или как значительное отклонение. Я чувствую что красота, глубина, вдохновение и направленность первоначального видения Стива Пэкстона, когда Контактная Импровизация была впервые показана публике, стоят того чтобы не забывать о них и двигаться в этом направлении. Это первоначальное видение и есть то, что я понимаю под словами Контактная Импровизация.
Перевод А. Андрианова
Текст с сайта Александра Гиршона
Переходы:
Важная информация