Н Л П ( N L P ) :: Р Э Й К И :: Х О Л О Д И Н А М И К А С т у д и я л и ч н о г о р а з в и т и я
| ||
|
||
западное рэйки-1
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 1 западное рэйки-2
РЭЙКИ. СТУПЕНЬ 2
наш букварь
ХОЛОДИНАМИКА-1 ВСТРЕЧА С ПОТЕНЦИАЛОМ
практичное нлп
ИГРЫ НОВОГО КОДА нлп-практик-2
РЕЗОНАНСНОЕ ОБЩЕНИЕ нлп-практик-3
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ нлп-практик-4
СБЫЧА МЕЧТ восточное рэйки-1
УСУИ РЭЙКИ РИОХО-1 | Александр Гиршон. 7 источников движения Под одеждой каждый участок кожи ждет момента, чтобы показать нам свое истинное лицо, каждый мускул ждет, чтобы иметь возможность увидеть и вдохнуть немного воздуха, следовать за ветром, за светом и за темнотой.
В самом рождении внутреннего импульса есть какая-то тайна. Тем не менее, практики Аутентичного Движения старались выделить, определить различия в источниках Движения. Мэри Старкс Уайтхаус писала, что есть движения, идущие из эго ("Я двигаюсь"), и есть движения, идущие из бессознательного ("Меня движет"). Джанет Адлер выделяла движения идущие из эго, из личного бессознательного и из трансперсонального уровня психики. Андреа Ольсен пишет: "Не ограничивая спектр возможностей движения, мы можем заметить некоторые модальности движения, которые появляются из этих источников: импульсы, что идут чисто из ощущений (такие как потягивания или защита от травм), импульсы, основанные на переориентации нашего сознания (такие как вращения, ходьба назад, повороты), импульсы движения как путешествия (такие как раскрытие истории движения), или же те, что основываются на эмоционально заряженных или духовно трансформирующих состояниях, доступных через тело (таких, как слушание или выражение внутренних голосов, ритуальные жесты или архетипические характерные образы). Эти источники и модальности являются способами описания различных аспектов движения, и все они проявляются в Аутентичном Движении". Наиболее разработанная классификация источников движения принадлежит Джоан Чодороу. Она предложила выделить пять источника импульсов в Аутентичном Движении:
Мой опыт работы с Аутентичным Движением во многих группах и разных странах, а также опыт исследований в трансперсональной психологии, духовном акушерстве и дыхательных психотехниках, привел к необходимости дополнить эту классификацию еще двумя областями опыта, не сводимым ко всем предыдущим. Еще два ясно различимых источника импульсов – это интерсубъективное бессознательное (двигательные интроекты) и перинатальный опыт (опыт физического рождения). Таким образом, я выделяю семь областей опыта, могущих стать источником импульсов в Аутентичном Движении:
Хотя практически каждый комплекс имеет элементы личного, культурного и первичного бессознательного и других источников, некоторые темы, которые проявляются через тело, настолько ясны, что кажется возможным и полезным понять из какого источника или уровни они появились. Посмотрим более внимательно на каждый из источников движения. Движения, идущие из Эго – это контролируемые, знакомые движения, то, что М.С. Уайтхаус называла "Я двигаюсь". Во время сессий Аутентичного Движения они могут появляться, когда Движущийся не дожидается импульса или не готов следовать за бессознательными импульсами. Часто это могут быть бытовые, обыденные или подражательные движения. Например, сознательная поисковая активность, когда Движущийся идет по залу лицом вперед, с ясно выраженным контролем движения, пытаясь найти кого-то. Или движения, изображающие какую-либо активность, – например, стандартные танцевальные движения. Джоан Чодороу приводит пример мужчины, который во время сессии изображал свой способ отдыха: он открывал воображаемую бутылку и включал воображаемый телевизор. Важно понимать, что движения, идущие из Эго, отличаются от бессознательных, случающихся движений и от аутентичных движений, в первую очередь, по качеству движения, а не по форме. Их часто характеризует меньшая потоковость и некоторая выхолощенность, ненаполненность (недостаток присутствия). Эти движения могут стать преддверием к более честному, аутентичному движению, по мере развития внутреннего свидетеля. Джанет Адлер описывает их как уникальные, присущие только этому человеку, движения и жесты. Они могут выражать неизвестную, теневую часть личности именно этого человека. Для того, чтобы они прояснились, чтобы стала понятна природа и суть этих паттернов и качеств, важно время, период накопления информации. Эти движения обладают еще и уникальным, личностным смыслом, они не могут быть сведены к известным, знаковым, культурно определенным формам. Эти паттерны движений могут относится к ранним, довербальным фазам развития человека. Тогда они характеризуются особой яркостью переживаний и сложностью вербализации. Личное бессознательное, вероятно, один из самых богатых источников импульсов и работа с материалом, идущим из этого источника, ведет к изменению нашего проявления себя в мире, интеграции отвергнутых частей "Я" и большей человеческой подлинности.
Движения, идущие из интерсубъективного бессознательного Этот уровень и термин понадобились для того, чтобы зафиксировать особый ряд переживаний внутри Аутентичного Движения, когда я узнаю в своих движениях движения других людей. Важно, что отражаются движения людей не из прошлого, а из настоящего времени. Это своего рода движенческий интроект, кусочек Другого-во-мне. Эти движения позникают спонтанно, непреднамеренно и эмоционально заряжены. Они наглядно показывают, что интерсубъективная зона, зона отношений проживается в том числе и телесно. ”Интерсубъективность... постулирует, что другой должен быть понят как другой субъект, чтобы я пережило полностью свою собственную субъективность в присутствии другого”(Мэлл Д. Маршак). Сам термин ”интерсубъективное бессознательное” существует в Лакановском психоанализе: "Не только субъект, но и субъекты, взятые в их интерсубъективности, сменяют друг друга... Смещение означающего определяет действия субъектов, их судьбу, их отказы, ослепления, успехи и участь, невзирая пола..." (Lacan A. Ecrits. P. 30.) Так определяется интерсубъективное бессознательное, не сводимое ни к индивидуальному, ни к коллективному бессознательному”... (Цитата по Ж.Делезу). Психофизиологической основой подобных интроектов являются недавно описанные “зеркальные нейроны”. Согласно собранным наблюдениям отражение чужих движений внутри А.Д.возникает, когда присутствует определенная амбивалентность в отношениях с отражаемым человеком. Это может быть сочетание интереса и настороженности, желания и отторжения, привлекательности и неясности. В каком-то смысле, эти интроекты сродни бессознательному подражанию ребенка родителям. Такие интроекты могут встречаться в ситуации обучения, когда подражание, “освоение” модели поведения и образа действия преподавателя является частью развития. Можно сказать, что появление феноменов интерсубъективного бессознательного в процессах Аутентичного Движения свидетельствует о попытке личного бессознательного усвоить или разрешить неравновесную ситуацию. Например, на длительном выездном тренинге в первый день мое внимание привлекло поведение одной из участниц, а именно — развитое качество движения; было видно, что она давно занимается танцем, что ее тело проживает движение, но это контрастировало с ее поведение в группе: избеганием контактов, движением по краям зала, желанием пораньше уйти,отказом от обсуждения некоторых вопросов. В своем собственном Аутентичном Движении на следущий день я неожиданно обнаружил ее движения, их рисунок и качество. Эти движения стали ресурсом моего процесса и завершением беспокойства по поводу ее участия в программе. Вот пример из опыта одного из практиков А.Д.: "В одной компании я познакомился с человеком, который с первого же момента вызвал у меня резкое неприятие. Это вызвало удивление, так как человек был не знаком, я с ним никогда по жизни не пересекался, и его поведение не было вызывающем или оскорбительным. И интерес - я попытался понять, что именно меня отталкивает. Во время сессии А.Д. неожидано обнаружил, что двигаюсь также, как и он. Эти движения были мне необычны и новы, появилось ощущение открытия чего-то нового. После этой сессии моё отношение к человеку изменилось -стало более терпимым и спокойным, при том, что мне стали понятны некоторые черты его характера, которые и вызывали неприязнь". Этот источник движения (впрочем, как и все остальные) встречается не в каждом процессе и не все даже достаточно опытные практики знакомы с ним, но, тем не менее, по моему мнению сущностно отличается от других феноменов внутри Аутентичного Движения и потому требует отдельного рассмотрения и изучения. До сих пор еще идут дискуссии о самой возможности запоминания младенцем опыта рождения, хотя некоторые направления трансперсональной психологии считают перинатальный опыт матрицей всего последущего опыта личности. Норвежский танцевальный терапевт Малверн Люмсден пишет: "Много лет я расценивал обращения клиницистов к опыту рождения их пациентов как своего рода чистое любопытство, но только когда я сам прошел через интенсивный опыт рождения в группе терапии, я начал понимать ее значение". Явления, которые мы можем отнести к перинатальному опыту человека, можно встретить и в процессах Аутентичного Движения. Вот выдержки из одного самоотчета:
Пока можно сказать, что появлению процессов с перинатальной динамикой предшествует достаточно длительная и интенсивная практика А.Д. Этот опыт выделяется как особая пробежуточная зона между личным бессознательным и культурным, потому что, с одной стороны, матрица рождения – достаточно универсальный опыт, а, с другой стороны, он может быть очень интенсивен, уникален и индивидуально значим для человека. Джозеф Хендерсон описывает культурное бессознательное как промежуточный уровень, опосредующий опыт первичных аффектов в культурные формы, что дает нам возможность переживать религиозный, эстетический и философский опыт. Эти движения могут начинаться из ощущений в теле, например, особого уровня напряжения или малой чувствительности в определенной части тела. Затем, разворачиваясь в процессе, это движение может стать значимым символическим жестом. Когда это происходит, мы являемся свидетелями процесса трансформации символа, перехода от личного бессознательного к форме, которая может быть понята в контексте культуры.
Движения, идущие из первичного бессознательного В этих движениях двжущиеся могут идти еще глубже, к тем движениям, которые, кажется, идут из глубин за пределами человеческого слоя сознания. Юнг писал о том, что сама структура тела и его развитие предполагает, что в сознании человека сохраняются элементы животных, до-человеческих форм. Форма этих движений подробно исследована в различных направлениях соматических дисциплин (например, body-mind centering). Эти движения уже нельзя отнести ни к фрагментам личной истории, ни к культурно узнаваемым формам. Кажется, что сам хаос танцует в этом человеке. Многие люди просто останавливаются, не доходя, не позволяя себе быть “захваченными” этими импульсами. В любом случае, человек не может долго существовать в такой интенсивности. Для описания смысла и глубинной природы этих движений Джоан Чодороу использует теорию Стюарта о первичных аффектах и архетипах. Он описывает два главных позитивных (развивающих) аффекта: любопытство/интерес (логос) и игра/радость (эрос). Также выделяется четыре кризисных аффекта и их специфические стимулы (в скобках): горе (потеря), страх (неизвестное), гнев (ограничение), презрение/стыд (отвержение). Эти переживания тоже могут “захватить” Движущегося, и тогда горе становится неисчерпаемым озером скорби, страх неизвестного становится танцем ужаса, разочарование преходжит в убийственную ненависть, презрение и стыд погружают в глубины отчуждения и унижения. Такие переживания приходят достаточно редко, но их трудно или невозможно забыть и Свидетелю и Движущемуся. Требуется особая работа по интеграции такого опыта, нахождению и принятию его смысла. Движения, идущие из Самости Еще одна группа движений, идущих из такой же глубины, обладает совсем другим качеством. Это более оформленные движения, наполненные балансом, имеющие ясную форму, построенные вокруг центральной оси. Это опыт связности, соединенности “Я” как процесса. Это процесс, в котором могут интегрироваться различные пары противоположностей, доступные в теле: правое и левое, вперед и назад, верх и низ, центр и перифения, свет и тьма. Эти противоположности, соединяясь в движении, дают жизнь третьему – переживанию целостности. Это могут быть движения, организующие трехмерное, сферическое пространство, или круговые движения, но по качеству и наполненности они будут отличаться от культурного бессознательного. Парадоксальным образом, в движениях, идущих из глубины самости счезает еще одна опппозиция: пустоты и формы. Как пишет Джанет Адлер об этих состояниях: “Приходит иное стремление, стремление дарить (to offer), появляющееся из этой пустоты. Движущееся тело становится более прозрачным, становится танцем и танец становится подношением (offering). Слова, становясь прозрачными, преобразуются в поэзию и поэзия становится подношением. Энергетические феномены, в которых тело узнает прямой опыт Божественного, концентрируются внутри и движутся через осознанное тело, и сама энергия становится подношением – Движущемуся, Свидетелю, Миру, стремящемуся к Сознанию”.
Переходы: Важная информация |
|
2002 - 2017 © с а й т О л ь г и Л е в и н о й |