Танец архетипов
Гениальный швейцарский психолог Карл Густав Юнг, живший в прошлом, 20-м веке, ввел в нашу картину мира понятие о коллективном бессознательном и предложил теорию архетипов. Считается, что коллективное бессознательное может содержать в себе все, что когда-либо существовало в культуре человечества. Но узнать в нем мы можем лишь нечто, знакомое нам.
Архетипы в современной культурологии – это образы, наполненные смыслом и силой, присущие той или иной культуре или даже нескольким культурам.
Архетипы в современной психологии – это некие силы, приходящие неожиданно, силы, которые мы не можем объяснить, а часто и справиться с ними. Они приходят из коллективного бессознательного и способны повлиять на то, что мы думаем о мире и к чему стремимся, что для нас наиболее ценно, а что не так важно, на то, что мы делаем в своей жизни и что с нами происходит. Когда же мы их фиксируем, наделяем именем и даем определение – они постепенно переходят в область сознания. Тогда мы можем иметь с ними дело осознанно, не давая бесконтрольно "овладевать" нами - и даже заручаясь их поддержкой в соответствующих их природе обстоятельствах нашей жизни.
Бессознательное – источник великой силы, начало всякого вдохновения и творчества. Его можно представить как запутанный лабиринт, полный неведомого содержания (образами, идеями, чувствами, сюжетами, символами, снами), а можно сравнить со всей возможной палитрой красок, где один цвет перетекает в другой. Если мы не знаем названий цветов или их оттенков – нам будет сложно объяснить, какие из них присутствуют и на что это похоже. Однако постепенно мы начинаем называть то один, то другой цвет, различать их и находить полутона, описывать то, что видим. Так и с архетипами в содержимом бессознательного. Мы можем время от времени выделять те или иные архетипы – символы, образы, сюжеты, знакомые нам по мировой культуре.
Так когда-то появились боги. Божества — это образы, которые живут в коллективном бессознательном на протяжении многих тысячелетий. Любой пантеон любой религии — это представление о мире. А божества, по большому счету, — это представление о том, каковы люди. Каждое божество имеет как позитивные, так и потенциально негативные черты.
Каждый архетип может быть благой силой для человека, а может приносить вред. Теоретически все архетипы потенциально присутствуют в каждом человеке. Архетипы противоположного пола пребывают в менее осознанной части души — Аниме или Анимусе. Так макрокосм оказывается микрокосмом — одним человеком.
В человеке, будь то мужчина или женщина, активными оказываются несколько архетипов (и сюжетных сценариев соответственно). Мы можем привыкнуть к своим ролям и вдруг захотеть измениться, попробовать новое отношение к жизни и другие сценарии. Получив определенную ясность относительно своего сценария, вы сможете его изменить, усилить или добавить другой. И тогда окружающий мир откликнется вам, открывая новые возможности.
Источники:
- Бедненко Г. Боги, герои, мужчины. Архетипы мужественности.
- Бедненко Г. Греческие богини. Архетипы женственности.
Переходы:
Важная информация